Источник фото: из личного архива Андрея Острова, акварель Бориса Перцева
Обитаемый Остров

Обитаемый Остров: житейские истории на злобу дня

08:50 / 31.08.22
2968

Журналист Андрей Остров об актуальных событиях

Мы в социальных сетях:

Готовим большой концерт 4 сентября на открытом воздухе возле фонтана на Ушайке в честь присвоения клинике «Медстар» имени Святого Луки. Хоровая капелла ТГУ, образцовый хореографический ансамбль «Сибирский подснежник». Томский академический симфонический оркестр – гвоздь программы. Думал, наконец-то познакомлюсь с главным дирижером Михаилом Грановским. Интересный парень, при нем и оркестр собрался, заиграл, заездил по стране. А в понедельник как гром среди ясного неба – расторжение контракта по согласию сторон.

Концерта это, конечно, не отменит, он состоится при любой погоде. Пока обещают +26 и без осадков. Вообще в этом году ощущение, что август оказался сентябрем и скоро бабье лето. Но пока августовским фестивалям почти везет.

Совсем немного в прошлую субботу намочило любителей авторской песни на Семейкином острове, где проходил фестиваль бардовской песни «Томский перекресток». Был только на самом начале фестиваля в пятницу и не могу оценить оглушительный финал в субботу. Но те, кто слышал — довольны. Доволен и я: встретил наконец девочку, с которой сидел за партой в 9-ой школе Академгородка целых 7 дней. Сейчас понимаю, что это был невероятный и неповторимый сегодня эксперимент: я, молодой журналист, поступил учиться в выпускной класс школы, чтобы написать материал, так сказать, «изнутри». Учителя ничего не знали, знал только директор Олег Тузов. Если какой-нибудь директор школы сегодня решится на такой эксперимент, его департамент образования отправит на волю с волчьим билетом. А тогда, в 1989-ом году, все было можно, и я приглашал свою соседку по парте в кафе – а она не шла. Спрашивал, как она относится к однополому сексу – а она краснела. В общем, пишу эту историю спустя 33 года для #Воскресныечтения.

В субботу всей семьей приехали на гастрофестиваль «Есть». Дети – самые страшные консерваторы. Из всего богатства представленных блюд выбрали «Сибирские блины» и гамбургеры.

Народ на площадке между «Летом» и «Оранжевым небом» был совсем другой, не перекресточный: не пах костром и иногда крепким алкоголем. Даже фотографы отметили: большое количество красивых людей. Уже писал: собрались молодые обеспеченные горожане. Страшно рад, что в Томске появились люди, отличающие на вкус кенийский кофе от колумбийского, а чилийское каберне совиньон от австралийского. Это говорит о сформированной за 30 лет рынка хотя бы у части россиян культуре —  еды и пития. Но на этом празднике вкуса неприятно резануло соревнование по поеданию хотдогов. Само по себе не очень здоровое занятие диссонировало не только с атмосферой гастрофестиваля.

Так уж получилось, что я довольно часто вечерами паркуюсь возле «Ярче» в старом районе города. С наступлением темноты я вижу стариков, которые выходят к мусорному баку магазина. Они ищут «просроту», выкинутый товар. Они не бомжи (те и днем в баках роются), а наши самые обыкновенные пенсионеры, которым не хватает денег на еду. Нет, геркулес они могут себе позволить, а вот фрукты, овощи – далеко не всегда. Я понимаю, это рынок, расслоение общества. Абсолютно не против закрытых сигарных вечеринок или дегустаций крафтового сыра в узком кругу. Но давиться хот-догами на общедоступном городском фестивале, когда в стране есть такие старики, мне кажется, крайне неуважительно по отношению к ним.

В принципе, уважать старшее поколение необязательно. В любом «цивилизованном» обществе, где выстроены механизмы безопасности и социальной защиты, стариков воспринимают как неизбежную обузу. И в России теперь постоянно слышу: за что уважать этих «старых пердунов», они ничего не соображают, требуют повышения пенсии, мешаются под ногами, не разбираются в мобильных приложениях, не могут зарегистрироваться на Госуслугах… Между тем, общественная мораль почему-то с древних времен не устает транслировать: старших надо уважать. Но ведь у этого уважения к старшим должен быть какой-то прагматический смысл, как у мытья рук? Он есть.

Гипертрофированное уважение к старшим свойственно патриархальным обществам с низким уровнем цивилизационного развития. В такой среде очень легко умереть – в ходе кровной мести, племенных разборок или даже по прихоти природы. Ребята из университетского клуба визуальной антропологии рассказывали, что у старых селькупов, например, младенец до года-двух даже человеком не считался. Кругом тайга, звери, комары, антисанитария, врачей нет. Если умирал ребенок, трупик просто прикапывали в корнях кедра. А вот если уходила из жизни 80-летняя старуха – это было настоящее горе для всего «племени кедра». Потому что одинокая, беззубая, больная, курящая трубку и употребляющая огненную воду старуха была живым носителем технологии выживания в агрессивной среде.  

Молодым, добрым, сытым, в меру выпивающим горожанам сегодня кажется, что их жизнь в абсолютной безопасности, а навыки SERM или SEO более актуальны, чем умение растопить буржуйку или ощипать курицу. Но когда жизнь может в любой момент свалиться в архаику, старшее поколение становится хранителем уникальных знаний и умений. Это наши старики, прошедшие душные 70-ые, голодные 80-ые, лихие 90-ые, могут собственным примером показать детям «жирных нулевых», как можно не спиться, не снюхаться, создать семью, вырастить детей, помогать с пенсии внукам, даже если приходится копаться в сумерках в мусорном баке ближайшего магазина. Как ни странно, но судьбы «русского мира» тоже в руках старшего поколения: оно не уедет в Армению, оно останется со своей страной, что бы ни случилось.

А на самодовольных молодых горожан хочется взглянуть лет через 10-20-30. Удастся ли им создать или разрушить свою или чужую семью, возродиться из пепла, родить детей, дождаться внуков или некоторые из них так и останутся бесплодными кусками органики в соответствии с философией чайлд фри? Станут ли сомневаться в целесообразности их существования те немногочисленные дети, родившиеся в третьем десятилетии идущего века?

Кстати, про детей. За лето выросли у моих лапы, лапищи, лапульки. Заехали в наш любимый магазинчик детской обуви, а он закрывается – распродажа. Почему закрываетесь, спрашиваю.

Выясняется: обувь дорогая, качественная, платежеспособный спрос на нее сильно упал. Опять же покупатели ушли в онлайн-магазины. Вот и приходится сворачивать офлайн торговлю. И так происходит со многими маленькими магазинчиками, индивидуальными предпринимателями, малым и средним бизнесом.

Съеживается поле реального и легального бизнеса. Параллельно с гаражной выросла такая же теневая интернет-экономика. Главное теперь, чтобы интернет не отключился. В России всякое бывает. Так что пока есть возможность, приходите ко мне в суверенный телеграм-канал Обитаемый Остров. Пошипим на молодежь. Она нас зачем-то почитывает.