Источник фото: Tomsk.ru / Долли Захарова
Интересное

«Где бы я ни была, везде творю»: как создать в Томске школу рока и стать международным экспертом по вокалу

10:00 / 14.10.22
6146

Дарью Захарову в Томске многие знают, как Долли

Мы в социальных сетях:

Дарью Захарову в Томске многие знают, как Долли. Музыкантам она знакома как основательница томской рок-школы и человек, который (пожалуй, единственный в Томске) получил вокальное музыкальное образование в США. Сейчас Дарья — международный эксперт по вокалу, который обучает онлайн людей с разных точек планеты: Италии, Франции, Голландии, Швейцарии, США, Канады, разных городов России. Ее день начинается в 6 утра: как раз, когда на другом континенте вечер и пора начинать урок. О том, как совместить опыт разных стран и исполнить мечту в родном городе — в проекте «Необыкновенный человек».

«Отдайте в музыкальную школу, а нам окна почините»: о начале музыкального пути

Даша — тот человек, который пел практически с рождения. Начало музыкального пути определил случай в детском саду:

«Когда родители привели меня в детский сад, я пропела так, что выбила стекла. Воспитатели сказали: срочно девочку отдать специалистам в музыкальную школу, нам, пожалуйста, почините стекла и давайте пока без песен обойдемся. В 5 лет меня привели в музыкальную школу, показали рояль, сказали: хочешь на этом черном инструменте играть? Я сказала: почему нет?»

Только научившись играть на клавишах, девочка уже начала сочинять песни. Вторым инструментом стала бас-гитара (Даша стучала ногой, как настоящий басист, даже на уроках фортепиано).  В музыкальной школе под началом Марии Ташкун Даша стала играть джаз, Владимир Ерилов обучил импровизации и помог собрать девушке первую группу. Помимо этого, были мюзиклы. Их ставили Светлана Козлова и Елена Забываева.

«Все мои преподаватели сыграли огромную роль в том, чтобы я дальше занималась именно музыкой. Когда ты еще маленький, еще не знаешь, что хорошо и что плохо, и тебя берут такие специалисты, подсказывают и помогают по жизни — это просто здорово».

Казалось бы, следующая ступень — томское музучилище. Но попасть туда у Даши не получилось. Путь оказался чуть более извилистым и непредсказуемым. Ступенью к дальнейшему развитию (в том числе музыкальному) стал язык. Девушка пошла в вуз и получила образование преподавателя английского языка. И именно это повлияло на всю дальнейшую жизнь Даши: в 90-е она уехала на работу в Америку в качестве переводчика.

Джексон, Миссисипи: как томичку встретили штаты

Даша переехала с мужем по рабочей визе. Сначала — в Сиэтл, затем в Миссисипи, где базировалась ее компания. Музыка при этом не отошла в сторону: семья собрала группу и выступала в разных штатах страны. В основном на небольших площадках, в клубах, казино, на небольших стадионах.

«Муж играет на многих инструментах: гитара, бас, барабаны. Клавишника, как и бас-гитариста было найти очень сложно, поэтому муж пересел на бас-гитару, а я за клавиши. Гитарист у нас был американский, барабанщики менялись постоянно. Но когда подросла наша дочь и окончила школу специальную барабанную в Миссисипи, она стала полноценным барабанщиком группы. Еще до того, как закончила, уже стучала, блюзы какие-то нам подыгрывала»

Даша отмечает: в жизни всегда есть место чуду. Главное — не закрываться от него. Наша героиня с момента прибытия в штат Миссисипи мечтала учиться у Боба Вестбрука. Именно этот мэтр обучал Бритни Спирс и Кристину Агилеру. Мемфис — всего в 3 часах езды от Джексона, и это было бы символичным повторением пути Элвиса Пресли: он тоже ездил в студию из Джексона Миссисипи в Мемфис Теннеси записывать That’s all right, my mom. И чудо все же случилось.

«Тогда Диснейленд искал вокалиста для работы и проводил конкурс, был достаточно жесткий отбор. Думаю, почему бы не попробовать. Приехала, спела, и на удивление победила со своей песней «Миссисипи». Они говорят: «Давайте работать, на сезон подписываем контракт! Вы американка?» Нет. «Ну как… У вас, наверное, есть вид на жительство». Неееет. Начинаю расстраиваться, сдуваться. Тут один человек из комиссии поднимается и говорит: «Взять на работу мы вас не можем. Но что, если предложим вам в награду за победу курс от профессионального преподавателя вокала?» Я поделилась, что ехала с мыслью найти такого и ехала к Бобу Вестбруку. Тут поднимается такой седовласый крепкий мужчина и говорит: «Ну, значит, вы ко мне ехали». Это восторг. Я поняла, что чудеса в жизни случаются. главное их от себя не отрезать».

От американского педагога Даша (или уже Долли) почерпнула очень многое. И не только в вокале: девушке не хватало ассимиляции. К тому же, как композитору, Вестбрук подсказывал Даше, какие гармонии приятны для слуха американцев, как попасть с песней в чарт, как двигаться, себя вести, как скорректировать акцент. Долли практиковалась с местными блюзовыми музыкантами на «открытых микрофонах» в клубах по пятницам. Ведь Миссисипи, как и Мемфис — это родина Блюза.

Даша отметила: отличия в восприятии у американской и русской публики есть. И во многом первый интерес к ней вспыхивал из-за ее акцента.

«На русскую публику если ты красиво поешь, с душой — люди к тебе тянутся, слушают внимательно. Американцы не совсем так. Это очень любопытные люди, жаждущие сенсации, чего-то нового, и это заставляет их держать внимание. Прежде всего, если у них возник интерес к тебе — только потому что ты русский. Они не знали, на кого идут, просто заходили в бар, а там с выступлением случалась я со своей группой. Они слышали акцент, пусть уже легкий, начинали задавать вопросы барменам. Затем подходили к нам, спрашивали: «А кокошник? Балалайка где? А можете «Ой мороз, мороз» спеть? А Пугачева?» Шуфутинского тогда знали, но часто выговорить не могли, просили спеть свое что-то. Когда слышали голос и песни — реагировали так же замечательно, как и наша публика».

Суммарно Даша провела в штатах больше 10 лет. Переводческую карьеру Даша оставить не могла по требованиям визы, хотя музыка стала занимать больше времени и внимания. Кроме того, восприятие страны со временем начало меняться.

«Первые 6 месяцев живешь — и у тебя розовые очки. Здесь все замечательно, такие парковки, фонтаны, в магазинах изобилие. Я ведь уехала в 90-е, разница была большая. Дальше, когда живешь первый-второй год, розовые очки начинают падать и ты начинаешь видеть минусы. Они там тоже есть, их немало. И я не смогла ассимилироваться до конца. Во-первых, климат: я приехала из Сибири в Миссисипи, там воздух тяжелый, важный, плотный, как масло, можно резать ножом. Поначалу чуть не задохнулась, через месяц все-таки адаптировалась. Жизнь в США достаточно спокойная, люди вежливые. законы работают. Но люди другие. И я не о языке: они мыслят по-другому, ведут себя по-другому. И мне комфортнее все равно с русским человеком».

Осуществить мечту на родине: возвращение и первая томская рок-школа

Вернуться в Россию Дашу с семьей в 2008 году побудили обстоятельства. Рабочая виза предусматривает работу только на одну компанию без права перехода в другую, и это накладывало существенные ограничения.

«Мы какое-то время пытались получить вид на жительство, чтобы можно было работать не по визе, а свободно на любую компанию. Мы ждали около 9 лет, но каждый раз что-то не складывалось: юристы путали документы, нам просто не везло. И нам сказали: вы можете остаться на полу-легальном уровне. Никаких полулегальных уровней я не принимаю, для меня это не жизнь. Мы решили, что просто уезжаем. Многие говорят: вот, что же там не смогли остаться, зацепиться? Я считаю, что цепляться — не то, что мне хочется в жизни. Если тебе дают спокойно работать и спокойно жить — в этом месте ты и должен находиться».

Возвращение было связано и с опасениями: какой стала родина спустя 10 лет. Однако реальность превзошла все ожидания.

«Мы уезжали из 90-х, с решетками на ночных киосках. А приехали в мини-Европу, все изменилось в городе. Здесь появилось много интересных памятников, фонтанов, пространств. Я уже сюда выезжала, а муж остался в штатах чуть дольше. Он говорил: «А представляешь, мы вернемся в 90-е?» Я ему говорю: нет, там уже такого нет».

В Томске семье удалось осуществить свою давнюю мечту: открыть собственную рок-школу. Каждый взял на себя определенную роль: обучение вокалу, игре на гитаре, клавишах или барабанах. Кроме того, продолжали концертную деятельность.

«В 2008 году рок был на подъеме. Мы всегда немного отличались, слушая больше иностранную музыку. Лично я люблю классику рока: Аэросмит, Скорпионс. Люблю и поп-исполнителей: Сэма Смита, Пентатоникс. В этом ограничений не вижу: я — меломан. Мы на самом деле долго здесь играли свои вещи. У нас с мужем написано более 400 песен, часть из них мы  продали за рубеж, с части получаем роялти,так сказать «сдаем в аренду», их исполняют другие люди».

Рок-мастерская «Гвозди» существует и сейчас, однако после ковида трансформировалась по большей части в онлайн-формат. И сама Даша нашла для себя в этом больше возможностей для роста и развития.

Преподаешь онлайн — значит, шарлатан? Я не переубеждаю людей

О преподавательском таланте Даше говорили еще в педагогическом университете. Вести частные уроки девушка начала еще в США, причем достаточно спонтанно.

«Это была не моя инициатива. Люди, которые были на моем концерте, говорили: пожалуйста, покажите моей дочке несколько приемчиков, покажите, как петь лучше. Потом это перерастало в урок, и практика была оттуда. Когда приехали сюда, захотели донести те знания, которые мы получили».

Мысль вести онлайн-уроки у Долли возникла еще до пандемии. Хотелось не только развивать свою школу и педагогов, но и расти самой. Было готово профессиональное оборудование, Даша искала пути, как начать вести дистанционные занятия. И пандемия стала тем толчком, который позволил Даше расширить свою аудиторию и горизонты.

«Люди часто говорят: «Ой, фу, вокал онлайн — это вообще ни о чем». Я не переубеждаю. Это пустая трата времени: рассказывать людям, что, если я не упираюсь кулаком в диафрагму ученика, я могу поставить голос. Существует масса методик и упражнений, я как минимум знаю 200, как поставить дыхание, не касаясь руками человека. Есть люди, которые даже на консультацию не идут, потому что хотят только офлайн. Даже визуалы, которые воспринимают все зрительно, казалось бы. А с теми, кто задает вопросы, я готова делиться. Мне можно выключить изображение с камеры, и я по дыханию услышу, как человек дышит и какие ошибки в вокале сделает. Человек дальше для себя сам решает: ему комфортно так или нет. С теми, кому комфортно, работа идет полным ходом».

Переучиваться и получать классическое российское музыкальное образование для себя Даша не видит смысла. Школы отличаются, и у каждой есть свои особенности и требования.

«У меня школа Боба Вестбрука закончена, русского музыкального образования, кроме музыкальной школы, у меня нет. И я этого не стыжусь, потому что тут дело в опыте, ушах, твоих способностях и в том, что ты можешь дать людям. В эстраде очень многое можно и нужно из того, что в академическом вокале нельзя. Многие техники построены на том, что ты делаешь что-то по-другому и не боишься. Но это — когда дыхание поставлено и ты не срываешь голос».

Даша рассказала и о самых частых заблуждениях новичков. Есть те, кому хочется  запеть профессионально с нуля уже завтра, и есть те, кто не верит, что можно достигнуть успеха даже спустя несколько месяцев занятий. Обе мысли ошибочны.

«Был такой случай. Дама пришла и говорит: я еще не приступила, я не знаю, как я пою. Но на этой неделе в конце у мужа юбилей. Он сказал: если я спою как Агилера, он мне купит кругосветку. Ребят, я не могу сделать из вас Агилеру, если вы даже еще не начали петь. Даже месяц навряд ли поможет. Тут планомерная работа как минимум на год. Есть и обратное убеждение: невозможно чему-то научиться в вокале за 3 месяца. Это миф. Недавно я сделала эксперимент: взяла ученицу с нуля, записала и опубликовала с ее согласия все шаги, которые мы делали. Через 3 месяца результат оказался поразительным, я даже сама не ожидала. Потому что человек занимался ежедневно и сдавал мне отчеты. Так что через 3 месяца можно достичь очень многого, если захотеть».


Все выпуски проекта «Связано по-томски» здесь.