Источник фото: Фото из архива Ольги Пивневой       
Истории

От мамы к дочери: как томичка-рукодельница совершенствует мастерство вышивки в разных стилях

13:05 / 08.05.23
3184

Женское умение в семье Ольги Пивневой передается по наследству

Мы в социальных сетях:

Ольге Пивневой, начальнику химико-экологического отдела завода «Сибкабель», было 14 лет, когда она решила сделать что-нибудь красивое собственными руками. До этого особой тяги к рукоделию Ольга не испытывала. Шила, как все советские девчонки, на уроках труда в школе платья и кофты, понемногу училась вышивать. Но дальше школьных уроков ее старания не заходили. В детстве мало кто способен к усидчивости и трудолюбию, особенно если перед глазами нет яркого примера. Многие девочки рукодельничают по чуть-чуть, и быстро бросают, переключившись на более подвижные занятия. И только некоторые девушки со временем становятся мастерицами, способными создавать удивительно красивые вещи.

Яркий пример – мама  

Ольге Владимировне повезло – у нее перед глазами был яркий пример рукодельницы, умевшей и тёплую вещь для ребенка связать, и скатерть вышить красивыми розами, и даже ковёр на стену в квартире сделать своими руками. Таким примером стала ее мама, Ирина Ивановна. Она начала учить дочку вязать на спицах, вышивать гладью и даже ткать ковры при помощи медицинской иголки.

«Мы брали толстую иглу, которая использовалась для переливания крови, вставляли в нее шерстяную нитку, и ткали ковер, вышивали на нем узоры/ Маму научила этому подруга, она очень увлеклась, а я тоже увлекающийся человек. Если вижу красивую вещь, сделанную кем-то другим, мне хочется сделать что-то подобное», — рассказывает Ольга Пивнева. 

Ковер, который создавали Ольга с мамой, был большим: два на три с половиной метра. Делали они его полтора года, иногда сидели по ночам – творческая работа захватывала, не хотелось ее бросать. Да и результат своего труда хотелось быстрее увидеть, повесить готовый ковер на стену. Посильное участие в этой затее принял и глава семьи. Ольгин отец сколотил для своих рукодельниц большую раму из дерева, к которой пришили края ковра, чтобы видеть полотно целиком.

«В 80-е годы хорошей шерсти было не найти, поэтому распускали старые вещи, нитки шли на ковер. Их постоянно не хватало, мы всех родственников просили собирать старую вязаную одежду и распускать ее на нитки для ковра», — улыбается Ольга Владимировна.

Самодельный ковер планировалось сделать красочным, с крупными цветами посередине и сложным орнаментом по краям. Чтобы получить нитки нужного цвета, Ольга с мамой покупали анилиновые красители и варили в них шерсть. Результат творческого упорства всей семьи долго потом висел на стене в их квартире.

Постоянные эксперименты

Скудная советская жизнь 1980-х годов подталкивала рукодельниц к экспериментам. Мама научила Ольгу вышивать гладью скатерти и салфетки. Для этого покупали простые белые простыни и делали из них яркое украшение для стола. Схемы вышивок брали в журналах «Работница» и «Крестьянка». Переводили их через кальку на ткань и сидели часами, вышивая одну за другой нарядные скатерти. Получалось красиво и оригинально.  

Ольга всегда доделывала даже самую трудоёмкую работу до конца, ни одной начатой и брошенной вышивки у нее нет. Пока училась в школе, смастерила пять больших скатертей. Одна из них до сих пор хранится у нее дома, хоть и слегка пожелтевшая от времени. В детстве она с родителями жила в Новосибирске. А когда окончила школу, уехала в Томск, где осталась без мужа бабушка. Нужно было помогать ей по хозяйству.

Ольга успевала все. И помогать бабушке, и работать, и учиться на вечернем отделении химико-технологического факультета в Политехническом институте. А в свободное от всех обязанностей время она освоила новый вид рукоделия – вязание крючком. Ее научила одна из родственниц, и Ольга снова взялась создавать красивые скатерти, салфетки и даже модные кофточки для себя.

Нравится дарить

Многое из того, что она сделала в молодые годы своими руками, Ольга Владимировна раздаривала без сожалений. Даже те вещи, которые нравились ей самой. Радовать близких людей рукоделием ей нравилось гораздо больше. Эта душевная щедрость сохранилась у нее до сих пор. Хотя она уже не стремится делать изделия, пригодные в быту. Творит больше для души. Лет 15 назад увлеклась вышивкой бисером и стала создавать картины и иконы из бисера.

«Была в гостях у подруги, увидела вышитую икону, которую ей подарили. Мне она очень понравилась, я захотела сделать что-то подобное, — рассказывает Ольга Владимировна. – В магазинах тогда уже продавались готовые наборы для вышивки бисером, в них было описание, а иголку я, слава Богу, держать умела…»

Новое увлечение захватило Ольгу целиком. Она стала делать вышивки и «крестом», и бисером. Вышивала красивые пейзажи, цветы, озеро с лебедями, сделала несколько именных икон – в подарок членам семьи или друзьям. Изображение Богородицы «Неувядаемый цвет» Ольга Владимировна вышила бисером к свадьбе своего сына. Теперь эта работа висит на почетном месте в доме у молодой семьи.

«Все иконы, которые вышивала, я ходила освящать в церковь. Говорят, в старину, прежде чем вышивать икону, нужно было просить разрешение у священника. Я этого не делаю, но считаю, что каждая готовая икона должна пройти через церковь», — говорит Ольга Пивнева.

Для себя она сделала бисерное изображение ангела-хранителя. Оно висит теперь в спальне, и Ольга Владимировна смотрит на ангела каждый раз, когда просыпается или засыпает. С того момента, как она начала вышивать, Ольга сделала 23 картины. Всего пять из них оставила себе. Остальные подарила дорогим для нее людям.  

Закончить мамину работу

Сидеть со своим рукоделием Ольга Пивнева может долго, иногда по четыре-пять часов. Когда она вышивает, ей легче думается. А подумать всегда есть о чем: и о семейных вопросах, и о рабочих. Иногда решения по вопросам, связанным с ее основной работой, приходят в голову именно во время сосредоточенного вышивания.

Сейчас она вышивает алмазной мозаикой зимний пейзаж. Эту работу начала делать ее мама, Ирина Ивановна. Но в январе этого года ее не стало. Она хотела довести вышивку до конца, успеть до начала огородного сезона. Сейчас вместо нее работу доделывает дочь, которую Ирина Ивановна когда-то научила всему, что умела сама.

«Картина, которую я сейчас заканчиваю вместо мамы, ей подарил внук, мой сын. Она любила вышивать цветы, а на этой работе – шале в горах, зимний пейзаж. Она очень хотела ее закончить, и я решила: раз хотела, надо исполнить ее желание. И конечно, я думаю о ней, пока сижу с вышивкой…»

Текст: Ирина Корнева