Источник фото: Tomsk.ru, архив Лилии Рожковой
Истории

«Человек может выздороветь даже от того, как ты к нему подошла»: что на самом деле может медсестра

16:03 / 12.05.23
3318

Интервью к Международному дню медсестры с Лилией Рожковой

Мы в социальных сетях:

Медсестра — это человек, который всегда стоит за врачом… Так привыкли многие, однако по факту за этой профессией стоит куда больше. В больнице это самый близкий пациенту человек, который знает о нем все. А еще это тот, кто выходит и обучит новой жизни тех, для кого старая по причине болезни оказалась закрыта.

Лилия Рожкова пришла в медицину, когда ей было 14 лет. У нее за плечами годы опыта в практической медицине, а сейчас она обучает сестринскому делу в Томском базовом медицинском колледже. Поговорили о том, как изменилась профессия за годы, как определить, будет ли студент хорошим медиком и о том, что на самом деле умеет и может медсестра.

Фото: Лилия Рожкова

«Будучи еще ребенком увидела, как дети умирают в реанимации. Но это не отпугнуло»

Интерес к медицине проснулся у Лилии в школе: девочка планировала поступать в медицинское училище, хотя среди родственников не было ни одного врача. На летних каникулах удалось устроиться с подружкой санитарками. Не просто в больницу — в томскую детскую реанимацию. Причем и время было непростое: на рубеже 80-90-х годов медикам задерживали или вовсе не платили зарплат, но они все равно оставались на своем посту.

«Видимо, это призвание, как и должно быть в медицинской профессии. Будучи еще ребенком, я увидела, что такое человеческая жизнь, человеческая смерть, когда дети умирают в реанимации. Летом в основном поступали с травмами: под машину или трамвай попал, на велике разбился – страшные вещи. С одной стороны, это могло отпугнуть и наложить сильный отпечаток. Но меня, это, видимо, закалило», — рассказала Лилия Рожкова.

Фото: Лилия Рожкова

Девушка вернулась и на следующий год, мыла полы, кормила пациентов, стирала, выносила мусор. Так что к поступлению в томский медико-фармацевтический колледж (тогда — училище) опыт у нее был. Когда окончила с красным дипломом, педагоги посоветовали идти дальше: на врача.

«Это было какое-то неосознанное решение, потому что я хотела вообще-то быть медсестрой. Провалила экзамены, не хватило одного балла для поступления по льготе. И в принципе не сильно расстроилась – пошла работать».

С этого момента Лилия Рожкова проработала медсестрой в разных должностях, стационарах и больницах. Начинала в амбулаторно-поликлинической службе с лор-врачом. Затем в хирургическом гинекологическом стационаре. Печальные моменты не вспоминает, а вот радостные помогают и сейчас:

«Когда к вам поступает пациент в тяжелом состоянии, ты принимаешь участие в его лечении, восстановлении. А затем на твоих глазах, день за днем он начинает потихоньку оживать. И на своих ногах выписывается. Это самое позитивное: вы вместе сделали огромное дело, твоя помощь больше не нужна. Это такая гордость – ты человеку спас жизнь и помог вернуться к привычным делам. Сказал спасибо или нет — не важно».

Фото: Лилия Рожкова

Не «правая рука врача»: почему профессию обезличили

Сейчас во многом профессия медсестры утратила свое изначальное значение. Привычно, что это — помощник врача. Однако медицинская сестра и медицинский брат — обособленные специалисты, способные принимать решения и работать независимо от врача.

«Всю жизнь принято было считать, что медсестра стоит за врачом и все, что врач скажет – она делает. Отчасти – да. Но такой подход до такой степени обезличил профессию и принизил ее полномочия и возможности, будто «девочка на побегушках».  На самом деле изначально профессия медсестры – уход за пациентом. Не просто поставить укол или дать таблетку, которую назначил врач, а именно выходить пациента и сделать так, чтобы он удовлетворил все свои нарушенные потребности. Для этого врач зачастую не требуется. А требуются жизненные качества медсестры, ее характер, стремление быть нужной».

При этом часто медсестра о пациенте знает куда больше, чем врач. Ведь она находится с ним 24/7 и знает практически все о его состоянии и динамике. Благодаря своим знаниям она может даже предотвратить кризисный момент и в нужное время оказаться рядом.

«Нахождение в стационаре — всегда стресс для любого человека. Поэтому многие люди реагируют по-разному, не ожидая от себя депрессии, плаксивости и капризов. Медсестра должна эти моменты четко знать и чувствовать».

Медсестра – это не толь еще и социальный работник. Эти специалисты адаптируют пациента к жизни в новом статусе – в болезни. Помогают наладить жизнь при реабилитации или ограничениях по здоровью, обучают пользоваться современными средствами реабилитации как самого пациента, так и его родных.

«Например, человек перенес инсульт и рука парализована. Во-первых, нужно пережить утрату и нетрудоспособность – это огромный стресс и беда для пациента. Во-вторых, нужно себя обеспечивать элементарно. И вот для этого существуют медработники, которые приходят, показывают и рассказывают, какие способы и новые современные средства реабилитации есть, обучают пациентов, у которых не работают рука, нога, малоподвижных. Или обучить пациента с сахарным диабетом измерить уровень сахара в крови, правильно инсулин вколоть. Но, к сожалению, часто медсестры слышат: «Врач знает лучше».

Медсестер обучают всем тонкостям проведения процедур: стерилизации, безопасному проведению манипуляций, правильному обращению с медицинскими отходами. А еще заботе о собственном здоровье.

«Это физически очень тяжелая работа. У нас есть модуль – биомеханика в профессиональной деятельности, где мы учим студентов правильно переносить тяжести. Пациентов, когда приходится передвигать, инструменты в операционной, аппаратуру. Это нужно сделать грамотно, чтобы не заработать профзаболевание. Среди медработников самый распространенный недуг – остеохондроз поясничного отдела позвоночника. Медработники знают все правила, но действуют по привычке».

Дальше — только врачом? Карьерный путь медсестры или медбрата

Все медсестры и медбратья получают сперва базовое образование. А значит, умеют оказывать первую помощь, ставить уколы, капельницы, брать кровь и проводить все основные процедуры. Диплом на руках? Без аккредитации к работе не допустят, ее все медработники проходят раз в пять лет. После можно сразу работать, либо пойти учиться дальше — либо на врача, либо на специализацию: операционной медсестрой, анестезисткой, рентген-лаборантом и так далее.

В вузе также можно обучиться на отделении высшего сестринского образования. В этом случае открыта дорога к должности главной медсестры, которая будет организовывать и управлять сестринской деятельностью в учреждении. И те, кто получают несколько квалификаций, очень востребованы в больницах. Но на практике с кадрами все не так просто…

Выбирают не больницы, а частные стоматологии: нехватка кадров

В Томской области — кадровый голод не только по медсестрам, но и по фельдшерам и врачам. Причин несколько. Но в основном, уверена Лилия, дело в мотивации и деньгах.

«В медицине в основном много денег не заработаешь. Выпускники предпочитают более комфортный труд — в косметологии, частной стоматологии. Условия труда лучше, оплата побольше, все эстетично, нет умирающих больных, не нужно неотложную помощь оказывать. С другой стороны, даже из частных стоматологий к нам в колледж звонят и просят медсестер – кадров нет. В ковидное время ситуация изменилась. Когда были президентские выплаты – от желающих отбоя не было. Все шли работать – за деньгами. Понимаешь: с одной стороны, работа в госпиталях — это адский труд. А с другой стороны – а какова мотивация у этих людей? Кто шел за деньгами, уволились и сейчас не могут себя найти – возвращаться на прежний уровень зарплаты не хочется. Возможно, не во время пандемии такой уровень зарплаты должен быть у обычных медсестер и врачей. И почему сейчас они должны получать 20 тысяч, а тогда получали условные 120?»

От них не услышишь: «Так мама сказала». Кто идет учиться и работать

Интересно, что на профессию медсестры или медбрата идут не только после школы, но и уже взрослые люди, у которых за плечами годы опыта работы или несколько образований. И, как отмечает Лилия, именно такие люди чаще становятся настоящими профи.

«Они приходят целенаправленно. И от них вы никогда не услышите ответа, как у молодых студентов: «так мама сказала». Они выбирают осознанно, более ответственны, задают кучу вопросов, и я на 100% знаю, что они будут работать в дальнейшем».

Во многом дело еще и в собственном опыте. Один из главных критериев, по которым видно будущую хорошую медсестру — это эмпатия. Способность поставить себя на место другого и понять, что именно ему требуется. А еще всегда показательна первая практика.

«После первого похода в больницу на практику ребята возвращаются другими людьми. Я всегда спрашиваю мнения, впечатления: что понравилось? Чем были возмущены? Кто мотивированно пришел в профессию, того не сломить ничем. И такие ребята рассказывают именно о пациентах. А те, кто говорит про отвалившуюся плитку и смотрит на антураж, скорее всего, толковым специалистом не будет. Качества, которые нужны для медсестры, невозможно приобрести, только усовершенствовать. Это эмпатия, сочувствие, взаимопонимание и взаимовыручка. Человек может выздороветь даже от твоего слова и от того, как ты к нему подошла».