Каждый день трачу два часа, чтобы добраться из Подмосковья на работу. Дабы не попасть в утренние пробки, приходится выезжать в 6 утра, а, следовательно, проснуться надо аж в 5. Это, конечно, жесть. Каждое утро в уме вопрос: «Доколе?!» Как говорится, лучше день потерять, да за час долететь. Живу я, как поганка, а мне летать охота! – опять же пел небезызвестный Водяной. О том, как «взлететь над суетой» мой разговор с нашим экспертом президентом Вертолетной компании «Аэросоюз» Александром Климчуком.
— Александр, ходят слухи, что вы летаете на работу на вертолете. Сколько времени длится ваш полет? Каковы преимущества вертолета или самолета во времени перед автомобильным транспортом?
— Вертолет экономит ваше время от 3 до 8 раз, ведь он не стоит в пробках, летит по прямой, а не по трассам, держит примерно одинаковую скорость. Например, если на машине от своего дома до работы я доезжаю минимум за 25 минут (а езжу я очень быстро), то тот же путь на вертолете отнимает всего 4 минуты. Что называется, почувствуйте разницу! Кроме того, вертолет не требует даже гаража, достаточно площадки в загородном доме размером 20Х20 метров. У меня лично просто вырублена просека в лесу.
— А как же разговоры о том, что небо в России принадлежит военным и без их разрешения даже муха не наберет высоту необходимого эшелона? Можно ли летать в России?
— Людям 70 лет внушали, что самим летать нельзя, что небо принадлежит военным. В результате больше 90% обеспеченных людей в России не знают, что летать сегодня можно, и преодолеть это незнание — пожалуй, самая актуальная проблема рынка на сегодняшний момент. Мы убеждаем людей в том, что летать можно по всей России, разве что не в Кремль или по Москве. Мы научились летать на геоточки в том числе и с ночевкой, тем самым создали прецеденты в летной практике. Летаем по маршрутам любой сложности, вне воздушных трасс, причем на законных основаниях. Летаем из клуба на свои дачи, благо для этого нужно только зарегистрировать площадки. В общем, ведем достаточно активный летный образ жизни.
— А как «у них», в смысле, за рубежом?
— По оценкам Национальной ассоциации деловой авиации (NBAA), в настоящее время в США насчитывается порядка 250 000 частных самолетов и вертолетов. В нашей стране в настоящий момент их в сотни раз меньше. Одна из главных причин подобной диспропорции в том, что в России долгое время отсутствовала так называемая культура авиационного бизнеса. На Западе человеку, который хочет подняться в небо, достаточно пройти летные курсы и купить вертолет. У него не болит голова насчет того, кто будет обслуживать технику, где ее хранить и какие разрешения нужно получить, чтобы перелететь из точки «А» в точку «В». Все эти вопросы решают специально обученные люди. В России же, к сожалению, долгое время было не так. Я знаю, о чем говорю. Когда в 2003 году я приобрел свой «Robinson R44», то попытался найти людей, которые бы взяли на себя его обслуживание. Желающих-то «освоить» деньги нашлось предостаточно, а вот качественных услуг получить было невозможно. Поэтому пришлось строить всю инфраструктуру, без которой на Западе невозможно функционирование малой авиации, что называется, с чистого листа. Это одна из главных причин, побудивших меня прийти в вертолетный бизнес.
— Что такое авиация общего назначения в России сегодня? Существуют ли четкие правила воздушного движения, сделаны ли выводы из уроков предыдущих 10 лет?
— В июле 2006 г Президентом был подписан Федеральный закон «О внесении поправок в Воздушный Кодекс РФ». Этот закон сильно упростил жизнь авиаторам. Во-первых, юридически признали существование малой авиации (или АОН) в России. Во-вторых, разрешили эксплуатацию воздушных судов частникам без создания так называемого эксплуатанта. В-третьих, ввели уведомительный порядок полетов вместо разрешительного: пилоту теперь не надо спрашивать разрешения, а достаточно уведомить власти о своем полете (фактически последний пункт вступит в силу в этом году). Авиаторы «заразили небом» сильных мира сего – бизнесменов, министров, сенаторов. И те, в свою очередь, приложили немало усилий к тому, чтобы в нашей стране установились адекватные правила игры в авиационной сфере.