Практика показывает, что сложнее приходится тем предпринимателям, которые имеют дело с компаниями, ведущими деятельность не только в России, но и за рубежом.
Как правило, в большинстве стран мира головным офисом фирмы принимается единая модель управления бизнесом, который, активизируя свою активность, кооординирует положение дел во всех звеньях цепи, скажем, того же производства или оказания сферы услуг, что значительно затрудняет процесс совместной работы. Не забывайте о нюансах, менталитете, которые порой бывают непонятны одной из сторон. В такой ситуации вольно-невольно могут возникнуть трения. Ведь везде действуют свои законы делового общения и выстраивания отношения с партнерами. Как быть в такой ситуации и можно ли найти компромисс? На что следует обращать внимание при работе с иностранными партнерами? В прошлой статье я начала рассказ о том, как правильно себя вести. Сегодня я продолжу повествование.
Персонал
При выстраивании коммуникации с иностранными партнерами должен быть четко сформулирован круг персонала, отвечающего за общение с ними. Лучше выбрать тех людей, которые в некотором смысле являются бикультурными людьми, прекрасно разбирающихся в особенностях ведения бизнеса там и здесь. У каждого сотрудника должен быть четко прописан функционал, кто отвечает за логистику, кто уполномочен принимать решения, что должно быть сказано в том или ином случае. Главное кредо успеха – знать, как себя вести в каждой ситуации. Намного эффективнее обратиться к помощи консультанта из той страны, в которой работают ваши партнеры. Вы таким образом сможете получать объективную оценку той или иной ситуации. Ведь вы можете что-то не знать о стране, с которой сотрудничаете, а партнер может слукавить, списав ошибку на национальный характер или особенность темперамента живущих в ней людей. Проводите обучение своих подчиненных у иностранных коллег. Организовывайте приезд иностранных представителей к нам на родину.
Опыт коллег
Готовьте все информационные материалы на двух языках – русском и том, на котором говорят ваши партнеры. Это проявление уважения. Просите предоставлять вам сопутствующие материалы, знакомьтесь с опытом коллег из других стран, изучайте их активности и экономические показатели. Не забывайте на всех этапах подписания договоров собирать информацию о работе с вашими партнерами, проверяйте их финансовую и юридическую дисциплинированность. Получение достоверное и проверенной информации до начала работы с потенциальными партнерами позволит снизить расходы в дальнейшем и сделает совместную работу более прибыльной.
Переводчик
Если есть возможность, то всегда на переговорах лучше прибегать к помощи настоящего переводчика. Общаясь через него, говорите четко и не более 2 предложений за одну фразу, избегайте двойного толкования слов. Излагайте свои мысли проще и доступнее, чтобы избежать неправильного перевода и непонимания. Даже если вы владеете языком, на котором говорят ваши партнеры, помощь профессионала может всегда пригодиться, ведь на сто процентов предусмотреть все общения от начала до конца невозможно. Выдерживайте паузы, не перебивайте, не стесняйтесь уточнять и переформулировать вопросы, если не получили нужного ответа. Избегайте эмоций, что актуально для электронного и телефонного общений в том числе.
Психология
В России бизнес персонализирован и строится на личных отношениях людей, чего могут не знать иностранные партнеры. Стоит объяснять эту особенность зарубежным коллегам. И с точки зрения выстраивания внутренней иерархии, определяйте зоны ответственности и полномочия каждого из участвующего в процессе человека. Можно создать внутренние документы, которых будут придерживаться ваши сотрудники в компании. Уделяйте внимание финансовому и юридическому образованию даже того персонала, который может просто отвечать за продвижение или коммуникацию. В России и на Западе эти вопросы кардинально различаются, поэтому чтобы ваши сотрудники не допустили ошибок, смогли отстоять вашу позицию и не поставили вас в неудобное положение, то стоит пройти им небольшой ликбез. А в целом, в деловом общении играет роль не только бизнес-этика, но и обычная человеческая тактика выстраивания отношений, порядочность и нравственность. Без них не может быть построено эффективного делового общения.