«Участие малого и среднего бизнеса в реализации проекта «Большая Москва» – так звучала тема очередного круглого стола, участие в котором приняли ведущие ученые и эксперты, а также представители бизнеса и власти.
Одной из важнейших проблем, связанных с расширением Москвы и ученые и чиновники называют то, что решение об увеличении территории столицы было принято до того, как экспертное сообщество сформулирует свое мнение.
— Управление в России преимущественно строится по «воинскому уставу», — говорит заведующий кафедрой управления территориальным развитием Института государственной политики и прикладных гуманитарных исследований РАНХиГС при Президенте РФ, директор Института продвижения инноваций Общественной палаты России Вячеслав Глазычев. – То есть при сложившейся системе все нижестоящие внимают вышестоящим, слепо исполняя указания «сверху». В то же время в современном мире гораздо боле эффективной заслуженно признается другая модель управления – «управление регулированием», при котором запретные зоны обозначаются рамками действующего законодательства. Именно такая модель позволила ведущим мегаполисам планеты занять ведущие позиции в современном мире.
По данным, предоставленным директором Центра ситуационного мониторинга и региональных исследований РАНХиГС при Президенте РФ Александром Савченко, сегодняшняя Москва, претендующая на звание «мирового города» пока уступает ведущим мегаполисам планеты по самым важным показателям. Так, в мировом рейтинге «мировых городов» наша столица занимает 21-е место как «город возможностей» и 70-е место как «город для жизни». По простоте ведения бизнеса, например, российская столица уступает таким столицам «третьего мира» как Мумбаи, Сан-Паулу и Стамбул. Характерно, что уровень здравоохранения в Москве находится на том же уровне.
По словам Александра Савченко, российская столица стала заложником старых планов по развитию города, согласно которым индустриальные зоны располагались на юго-востоке и северо-западе от центра города. Именно так представлял Москву план, разработанный еще в 1918 году. Советские архитекторы воплотили эту идею в бетоне и камне – сегодня именно эти направления «запирают» столичный транспортный поток промышленными зонами. В итоге и без того несовершенные городские магистрали упираются в колоссальные заторы. В этом плане, говорит Савченко, развитие столицы на юго-запад выглядит закономерным, продолжающим вековую традицию. Согласно этой традиции Москве открыты пути расширения только на юго-запад и северо-восток, где сегодня расположилась природоохранная зона.
Вот только стоит ли эта традиция продолжения? Успешные примеры развития современных мегаполисов говорят о том, что производство должно выводиться за пределы города. Эту идею поддерживают и авторы практически всех проектов расширения Москвы. Расширение российской столицы на юго-запад, предлагаемое в нынешнем виде, означает превращение и без того слаборазвитого Калужского шоссе в очередную городскую магистраль, перегруженную транспортными потоками. В то же время северо-восточное и юго-восточное направления останутся непреодолимыми барьерами на пути развития «мирового города» Москвы. Решит ли это проблемы сегодняшнего центра столицы, даже если он сместится за МКАД? Вряд ли.
Как признался заместитель Руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы Никита Кузнецов, сегодняшние чиновники обладают «фрагментарным сознанием», для которого характерно слепое исполнение воли начальника без прогнозирования результатов собственной деятельности.
— Принцип «ручного управления», принятый в Москве на протяжении последних 20 лет достиг своего абсолюта, — сказал, в частности, Никита Вячеславович. – Вместе с ним в абсолют возведена и фрагментарность мышления чиновников. Мы с этим уже столкнулись и это, пожалуй, главная проблема, которая будет препятствовать нормальному процессу расширения Москвы. Считаю, что усилия прилагаемые специалистами Академии народного хозяйства, Высшей школы экономики, а также экспертами ведущих международных фирм, приглашенных к участию в разработке проекта увеличения Москвы, должны оградить всех нас от близорукости и произвола чиновников.