Расслабленный летний период дает о себе знать: даже очень ответственные томские чиновники позволяют себе немного пофантазировать на публике. Но публика, особенно в Интернете, им этого все равно не прощает. Стоило заму губернатора по агропромышленной политике и природопользованию Андрею Кнорру предложить продавать на набережной Томи рыбу-гриль, как тут же на него набросились с едкими комментариями анонимные пользователи соцсетей.
Казалось бы, идея вполне ненавязчивая, и даже выдает некоторую заботу о томичах со стороны чиновника.
— На нашей набережной людям сейчас даже сесть негде, чтобы поесть мороженое, — резонно заметил Андрей Филиппович. — А ведь во всем мире, если город стоит на реке, то на набережной там пешеходная зона с кафе и рыбой-гриль. Нужно работать над тем, чтобы снести там бордюры и поставить конструкцию, на которой будут стоять кафе. Я вообще считаю, что набережную надо сделать крытой и пешеходной, чтобы там гуляли люди, покупали свежую рыбу, жарили ее, пили напитки, кормили комаров…
Проект, по словам замгубернатора, уже обсуждается с архитекторами и даже получил предварительное одобрение губернатора Сергея Жвачкина. Только вот некоторые томичи в соцсетях все недовольны: то им не так, да другое не эдак. Судя по многочисленным негативным комментариям, наши люди устали от любых проектов благоустройства города. Или просто уже не верят ничему, что говорится сверху. Или всем и так довольны. Рыбу на набережной Томи и сейчас ловят, хотя непонятно для чего – рядом течет Ушайка и чистота улова под большим сомнением. Напитки тоже распивают, несмотря на обилие полиции в губернаторском квартале. И гуляющие слоняются толпами, несмотря на отсутствие рыбы-гриль.
Пока замгубернатора по природопользованию выдвигал идеи, навеянные, видимо, отпускным расслабленным настроением, к нам нагрянули московские эксперты для изучения процессов самовосстановления лесов. Визит состоялся совсем кстати – накануне в окрестностях Томска опять появилась дымка и отчетливый запах гари. Официальные органы уверяют, что горим не мы, а Якутия. Почему о такой отговорке не додумались в прошлом году? Все равно никто из горожан не стал бы лезть в тайгу, чтобы проверить, так ли это. Сейчас вот никто в лес не суется, и все как бы нормально. Хотя гарь стоит очень заметная и солнце по утрам поднимается сквозь эту дымку совершенно красное. Просто по сравнению с прошлым годом все считают, что ситуация терпимая, вот никто и не беспокоится.
Никто, кроме москвичей — представителей всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства. Они намерены изучать процессы возобновления лесов в Первомайке и Верхнекетском районе, поскольку их восстановление после сплошных рубок — это «один из главных приоритетов лесного хозяйства и вести его нужно в тесном сотрудничестве с наукой».
Наивные люди. У нас этого леса уже столько незаконно вырубили и сожгли, при абсолютном наплевательстве со стороны хваленой томской науки, что всему населению какой-нибудь Дании или Норвегии этого объема хватило бы поголовно озолотиться. Только не нам – у нас этот лес пропадает совершенно бесплатно, обогащая лишь крохотную кучку людей. А остальным, в принципе, все равно. И науке в том числе. У нас давно наука и университеты – отдельно, а природа, экономика бизнес и вообще вся остальная жизнь – текут сами по себе. Ну, пошумят иногда разные люди на форумах, и успокоятся. А вот москвичи, они, наверно, и вправду наивные, раз говорят, что их задача — «дать томичам практические рекомендации по совершенствованию мероприятий содействия естественному лесовозобновлению, чтобы по максимуму добиться формирования хозяйственно ценных насаждений в будущем». Еще пять-десять лет таких пожаров, и от наших лесов вообще ничего не останется, так что какое там будущее?
Кстати, о перспективах. На неделе главный прокурор региона Василий Войкин заметил, что «по-человечески» он поддерживает идею открытого Северска. Однако «как прокурор» он не может выступать за это, поскольку правительство постановило, что все вопросы въезда должны быть согласованы с органами ФСБ.
Напомним, что за идею упростить въезд в Северск высказывались уже многие важные персоны, в том числе замгубернатора по вопросам внутренней политики Владимир Жидких и сам мэр закрытого города Григорий Шамин. Однако вряд ли стоит принимать все эти декларации о намерениях за чистую монету. На этой неделе в Белом доме состоялось рабочее совещание представителей ГК «Росатом» и областной власти, где решались практические вопросы начала строительства в Северске промышленного комплекса по производству плотного нитридного топлива для реакторов на быстрых нейтронах и сверхсовременного энергокомплекса в составе реакторной установки БРЕСТ-300 с пристанционным ядерным топливным циклом. Вряд ли после строительства этого уникального объекта у органов безопасности появится дополнительный повод «открыть» Северск для посетителей или хотя бы упростить въезд в него. Скорее наоборот, есть повод сохранять еще большую секретность. Поэтому северчане, которые в большинстве своем высказываются против уничтожения «колючки» между Томском и Северском, могут спать спокойно.
Самое смешное и загадочное при этом, это людская психология: судя по мнению многих северчан, колючка нужна, потому что иначе в их уютный, чистый, благостный город нахлынут толпы грязных мигрантов-гастарбайтеров и отнимут работу. Но, по официальной статистике, ежедневно до 20 тысяч северчан (то есть почти половина работоспособного населения стотысячного Северска) ездят на работу в Томск. То есть, по сути, эти люди являются такими же гастарбайтерами для томичей. И не будь под боком у Северска такого гостеприимного соседа, из закрытого города в поисках работы давно бежало бы все активное население. И все-таки «родниться», объединяясь при этом с Томском, северчане в массе своей категорически не желают: ведь в свободном мире, частью которого является и Томск, творится ужас-ужас-ужас! Перефразируя фразу одного литературного героя, видимо, колючка не между нашими городами – она в некоторых головах.
Но стоит ли этому удивляться, в головах у нас осталось еще очень многое со времен «холодной войны». Об этом же говорит и решение властей предоставить убежище в стране экс-программисту из Агентства национальной безопасности Эдварду Сноудену. Президент США Барак Обама даже отказался из-за нарастающих разногласий приехать в сентябре в Москву на встречу с Владимиром Путиным. При этом на западе все чаще раздаются голоса бойкотировать и будущие Олимпийские игры в Сочи. Но ни то, ни другое решение абсолютно не может испугать наших людей. Обидели американцев, отказываясь выдать им предателя, нарушившего присягу – так им и надо. Не приедут западные спортсмены на нашу Олимпиаду – нам же лучше: завоюем все-все медали, как недавно в Казани. Покажем всем настоящий триумф воли.