На улицах города, в социальных сетях, на городских сайтах – за последний месяц призывы о помощи томскому зверинцу заполонили томское пространство. Что требуется от нас братьям меньшим, и какая беда приключилась с ними – узнал портал tomsk.ru.
Томский зверинец – это приют для брошенных животных с трудной судьбой. Большая часть его «постояльцев» больны или травмированы, абсолютно все – не могут выжить в условиях дикой природы. Именно поэтому они нуждаются в опеке человека.
Так вышло, что никаких государственных фондов, готовых поддержать брошенных животных в сложной ситуации, не существует. Поэтому десять лет назад два неравнодушных человека – врач-ветеринар Мария Вторушина и ее знакомый Евгений Шворнев основали свой Фонд помощи диким животным, чтобы защитить зверей, дать им крышу и кормушку.
Сейчас здесь более 200 животных – и им всем больше не на кого надеяться, кроме своих приемных хозяев. Про каждого из них экскурсовод, он же рабочий зверинца Евгений Шворнев готов рассказывать часами. Вот пума Атос, у него три лапы, одну он потерял еще в детстве в цирке – тогда его удалось спасти от усыпления и забрать себе. Сейчас Атос уже взрослая дикая кошка, но вынужден безвылазно сидеть в вольере, где едва может сделать пару шагов. А вот медвежонок Миша – его родителей убили охотники, и он не может жить в лесу, потому что ничего не умеет сам. Миша еле вмешается в крохотную клетушку и тянется к гостям. Слепой енот, лисы, совы, хорьки, змеи – клетки стоят вплотную и между ними едва можно пройти.
Никакого внешнего финансирования у Фонда нет, его основатели зарабатывают, как могут. Подработки, продажа билетов и памятных магнитов редким посетителям зверинца, пожертвования добровольцев – всего этого в обрез хватает на питание и медикаменты для зверей.
Подкармливают зверят сердобольные томичи, которые приносят продукты с собственного огорода или фермы.
А вот на то, чтобы заплатить аренду, у Марии и Евгения денег уже нет.
Потому они и скитаются со своим зоопарком из одного района города в другой. Если бы им удалось обосноваться в центре, то посетителей стало бы больше, и дела бы у зверинца выправились. Но об этом и речи быть не может: ведь чтобы снять более-менее просторное помещение за минимальные деньги, зверинец движется все дальше в спальные районы и сейчас находится в районе складов Китайского рынка на Черемошниках.
На закономерный вопрос, почему Фонд не обратится к администрации города, Евгений тяжело вздыхает и неохотно рассказывает о том, как год назад они тоже решили попросить помощи у депутатов Томска.
Отклик был: Николай Николайчук сказал, что дело фонд делает хорошее, но помочь им он не может.
Администрация Томской области обрадовала приятной новостью: помещение есть – правда на Северном городке, но это казалось совсем не страшно. Главное – это было собственное здание!
Радость зверезащитников поутихла, когда они это «здание» увидели своими глазами.
«Оно было совсем непригодно для использования. Фундамент разрушился и покрошился, порос травой, стены местами разрушились. Денег на ремонт потребовалось больше, чем на покупку нового помещения» — вспоминает председатель Фонда Мария Александровна Вторушина.
Отказавшись от помощи властей, зверинец оказался на положении коммерческой структуры. А при том, что аренда большого помещения, покупка корма и медикаментов требует больших затрат, а посетители приносят не более 500-1000 рублей в день, зверинец постоянно находится в долгах.
Одна из гостей зверинца Ирина Паршина описала свои впечатления от увиденного для портала tomsk.ru: «Я испытала шок! Даже не имела представления, что «мини-зоопарк» — это значит, что на 40-60 квадратах стоят клетки в два-три ряда. И животные в таких условиях выживают! Они нужны только хозяину этого зоопарка.
Но даже такие условия содержания животных – это лучше, чем их смерть в дикой природе. Хотя зрелище очень тяжелое».
На сегодняшний день зверинец задолжал за аренду более чем за месяц. Выселят ли зверей на улицу или откуда-то найдется помощь для них – это пока остается под вопросом.
Хотя сами владельцы зверинца уже не надеются ни на кого: «Кому это интересно, кроме нас? Было бы интересно кому-то – давно помогли бы» — говорит Мария Вторушина.
Автор: Самедова Айгуль