В России международную экспансию в России осуществляли, в основном, частные компании, тогда как в Китае, напротив, при поддержке правительства наиболее масштабную активность продемонстрировали государственные предприятия. Основным направлением инвестиций для российских компаний стали страны Европы, для китайских – страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Вместе с тем, рынок США был одинаково привлекателен и для России и для Китая. Таковы выводы аналитического обзора института исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО «Глобальная экспансия транснациональных корпораций России и Китая: адаптация в условиях кризиса».
В Китае зарубежные инвестиционные проекты росли значительно быстрее. Рекордным для китайских компаний-инвесторов стал 2008 год. По разным оценкам в 2008 году китайские ТНК направили на поглощение компаний за границей от 35 до 46 млрд долларов США, в то время как российские – около 12 млрд евро.
Что касается влияния кризиса на китайскую и российскую зарубежную экспансию, то оно оказалось разным в зависимости не только от отрасли, но и от стратегической модели экспансии. Выход на международные рынки таких российских добывающих компаний, как «Норильский никель» и «Русал», осуществлялся, в первую очередь, с целью увеличения масштаба деятельности; именно эти компании в наибольшей степени пострадали от кризиса. Вместе с тем ряд крупных российских горнодобывающих и энергетических корпораций (такие как «Лукойл», «Газпром» и другие) реализовывали стратегию, сочетающую выход на новые рынки с вертикальной интеграцией в сторону клиентов. Направленность на создание добавленной стоимости продукции (и услуг) в некоторой степени снизила их зависимость от нестабильности цен на сырье. С точки зрения возможности инвестирования они, таким образом, находятся в лучшем положении, что подтверждается осуществленными в прошедшем полугодии сделками.
Большинство крупнейших китайских ТНК также относится к добывающим отраслям, таким как нефтедобыча и горная промышленность. Однако в отличие от российских добывающих компаний они в основном импортируют, а не экспортируют, и большая часть их исходящих инвестиций направлена на обеспечение доступа к стратегическим природным ресурсам и, как следствие, национальной безопасности.
Экспансия в развивающиеся страны с целью поиска новых рынков типична для ведущих российских компаний, занятых в потребительских областях, таких как телекоммуникации, розничная торговля, продукты питания, развлечения; этот процесс несколько замедлился из-за затрудненного доступа к финансовым ресурсам, но отнюдь не прекратился. Китайские производственные компании, которые уже несколько лет активно использовали свои преимущества в себестоимости для покорения развитых рынков, теперь также стали обращать больше внимания на развивающиеся рынки.
Особую группу инвесторов составляют российские и китайские производственные компании, придерживавшиеся стратегии «импорта продуктовой линейки». Она состоит в приобретении относительно меньших по размеру, но технологически более продвинутых производственных компаний в развитых странах, и локализации их основной продукции в России или Китае. Такие проекты довольно активно продолжались в 2008 году, однако теперь, в условиях ослабевшего рынка, они выглядят намного менее выгодными и во многих случаях оказываются свёрнуты.
Профессор Сэм Парк, президент Института исследований быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО считает, что Россия и Китай при грамотной инвестиционной политике могут серьезно повлиять на структуру мирового рынка. «Время, когда развивающиеся страны могли предложить миру только дешевое сырье, прошло. В России, Китае, Индии и других экономиках одна за другой возникают транснациональные компании, и это кардинально меняет динамику конкуренции на мировом рынке. Транснациональные компании (японские в 1970-х, из других азиатских стран — в 1980-х) уже меняли структуру мирового рынка. В XXI веке на сцену вышло новое поколение ТНК, в основном из стран БРИК», — подчеркнул он.
Подавляющее большинство как китайских, так и российских компаний, возглавивших зарубежную экспансию в предыдущее десятилетие, смогли в условиях глобального кризиса сохранить организационную целостность и позиции на ключевых рынках. Кроме того, в настоящий момент появилась возможность приобретения потенциально интересных зарубежных активов по значительно более низкой цене, чем раньше. Но смогут российские и китайские компании продолжить активную инвестиционную деятельность и воспользоваться появившимися возможностями, зависит от того, удастся ли им решить основные внутренние проблемы, усугубленные текущей экономической ситуацией.
по материалам института исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО