Интересное

Биталы, нубийки, камори: как в селе под Томском делают сыр из молока коз редких пород

17:00 / 29.10.23
24163

Курлек, Томский район. 36 км от Томска

Мы в социальных сетях:

Жить в деревне, есть здоровую еду, делать свой сыр, да к тому же получить в семью множество ласковых ушастых друзей. Звучит, как идиллия. Однако дается она большим трудом, любовью и упорством. Такую жизнь для себя после декрета выбрала Татьяна Уварова из села Курлек Томского района. Сейчас она содержит необычных коз, которых в Томской области редко у кого встретишь – биталы, нубийцы, камори. А из их молока делает сыр. Работа не простая, но любимая, и Татьяна справляется с ней в одиночку. И о нюансах, сложностях и радостных моментах рассказала в проекте «Хороший малый».

Получить большие возможности для бизнеса можно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется по поручению президента РФ. Благодаря нацпроекту предприниматели могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку в своем регионе.

Раз суждено жить с козами – буду!

Козами Татьяна начала заниматься 5 лет назад. До этого 10 лет работала управляющей на Тимирязевской АЗС «Газпрома». Однако переломным моментом стало рождение дочки и последующий декрет.

«Смеси мы не могли подобрать, и я решила рискнуть и купить литр козьего молока. Все прошло замечательно, дочка кушала хорошо, аллергии не было. Так мы стали покупать козье молочко и как-то вечером мне пришла идея – почему бы не купить козу? Так появилась у меня первая совсем обычная козочка. Молочко ее использовали, угощали друзей. Меня это увлекло, я начала читать о породах, смотреть видео. Я просто влюбилась в коз породы битал. Начала думать, искать заводчиков, цену узнавать», — рассказала Татьяна.
Биталы, нубийки, камори: как в селе под Томском делают сыр из молока коз редких пород

Татьяна была в декрете три года и все это время держала коз. После наша героиня вернулась на работу, однако через несколько месяцев поняла: совмещать маленькую дочку, работу и хозяйство уже не по силам.  Мысли оставить коз даже не возникло. Так что Татьяна решила уволиться, чтобы полноценно заниматься козоводством и думать, как получать от этого небольшой доход.

Единственный в Томской области битал

Сначала Татьяна держала двух обычных козочек. Однако мечта не заставила долго ждать: первой породистой козочкой стала нубийка Сабрина. Эта порода появилась в Намибии, узнать ее можно по большим, висящим ушкам и «римскому» носу. Вскоре Сабрина родила дочку, и так постепенно хозяйство начало полниться новыми разноцветными нубийками. Однако Татьяна мечтала о битале, древней индийско-пакистанской мясо-молочной породе с голубыми глазами.

И два года назад шанс представился: заводчик из Тюмени Оксана Казакова выставила на продажу 100% битала по имени Тагир. К Татьяне он приехал на поезде в возрасте трех недель, хозяйка встретила его в Юрге, а по дороге козленка кормили из бутылочки проводники. Позже от этой же заводчицы в Курлек приехала козочка пакистанской породы камори — Кармелита. Всего в хозяйстве Татьяны сейчас пять взрослых коз, нубийской и битало-нубийской породы, один битал-производитель и три козочки подростка.

Биталы, нубийки, камори: как в селе под Томском делают сыр из молока коз редких пород

«Породы камори в России достаточно много – они сразу всех влюбили в себя этими длинными ушами, шерсткой мягкой. С биталами намного сложнее, их пока очень мало, хотя у этих коз- огромное количество окрасов, они голубоглазые, молоко очень вкусное дают. Я общаюсь с другими козоводами: есть альпийцы, заанины, нубийцы, но битал у меня в регионе, пожалуй, единственный», — отметила Татьяна.

Уход за породистыми биталами, камори или нубийцами ничем не отличается от ухода за обычными козами: температура 10 градусов зимой, в рационе – мелкое сено, овес, горох, кукуруза, комбикорм и чистое питье. Каждую из пород отличает качество и повышенная жирность молока, а значит, и сыр из него будет более насыщенным. Молоко даже не имеет характерного «козьего» запаха, скорее напоминает сливки. Кроме того, высоко ценится мясо этих коз. Однако Татьяна его ни разу не пробовала и своих питомцев держит исключительно для получения молока и разведения козлят.

«Покупают козлят разные люди, но не из Томска, почему-то. Объявления выставляю на Одноклассниках, в ВК, на Ютуб выкладываю, и Вотсап, и Авито. От меня малыши уезжали в Москву, Московскую область, в Челябинск, Красноярск. Садим на поезд в специальный бокс, за ними там хорошо ухаживают. Просили в Магадан, но я пока не рискнула самолетом», — рассказала Татьяна.

Биталы, нубийки, камори: как в селе под Томском делают сыр из молока коз редких пород

Люди приезжают, видят коз – спрашивают про сыр: о продаже своей продукции

Сыр Татьяна стала делать из козьего молока практически сразу, как завела первую козу. Изначально – потому что сама этот продукт обожает. Начинала по роликам из интернета, советам и рецептам, пока не выработала свою технологию. Позже уже ее стали просить делиться рецептом изготовления сыров жители из Дзержинки, Курлека, так что пару видео Татьяна записала на Ютуб и от себя.

«Когда начинала, я сама перепортила много молока, выливала 20-литровыми кастрюлями. Но работаю в этом направлении, учусь, рецепты под себя адаптирую. Был как-то заказ на качотту из 50% коровьего и 50% козьего молока от клиентки, которая у меня до этого постоянно брала сыры. Я приобрела коровье молоко – потому что мне самой было интересно попробовать такой продукт на вкус. Сварила по рецепту, по которому варю всегда… И сыр получился совершенно другой, пустоватый. Клиентка была тоже удивлена. Пришли к выводу, что козий в чистом виде лучше и она только его стала заказывать», — рассказала Татьяна.

Сейчас у Татьяны уже есть «коронная» продукция, которую постоянно берут жители Курлека и томичи: качотта, адыгейский, чечил, и французский творожный шевард из сырных шариков в специях и масле. Если адыгейский можно есть сразу, качотта требует неделю на вызревание, а шевард — до трех недель, чтобы набрать вкус и аромат. Причем Татьяна никак себя не рекламирует: о ней узнают по сарафанному радио. И даже так загрузка у нашей героини большая.

Биталы, нубийки, камори: как в селе под Томском делают сыр из молока коз редких пород

«В деревню приезжают много дачников, городских жителей. Проходят мимо, видят коз. Спрашивают: а есть молоко, сыр? Где-то выставляю продукцию на Авито, в Вотсапе, это само по себе сильно продвигает. Все равно кому-то понравилось – он рассказывает дальше, и так потихонечку идет. Обычно я беру заказы на неделю, и то не все, я же знаю, сколько у меня молока на данный момент, осенью всегда меньше, чем летом и весной. Сейчас у меня все уходит на продажу», — рассказала Татьяна.
Биталы, нубийки, камори: как в селе под Томском делают сыр из молока коз редких пород

Козочек достаточно, мечтаю о сыроварне

На содержание коз уходит достаточно средств: это и корм, и сено, и витамины (они особенно важны, чтобы поддерживать здоровье ушастых любимцев круглый год). Поэтому пока расширять поголовье Татьяна не намерена, в планах – разве что один самец-производитель.

Биталы, нубийки, камори: как в селе под Томском делают сыр из молока коз редких пород

«Пока что я не оставляю козочек-дочек. Это ведь дорогое удовольствие: для них потребуется еще кормежка, помещения дли содержания и выгула. К тому же нужны другие крови. Если для них будет второй производитель, мы уже сможем смотреть. У меня еще мои подрастут, и будет их не 5, а 9. С производителем будет в 2 раза больше, но он должен быть другой линии», — отметила Татьяна Уварова.

Более насущный и желанный вопрос – это своя сыроварня, о такой Татьяна мечтает уже давно. Это значительно облегчит и убыстрит процесс. Кроме того, чтобы делать более сложные сыры, как камамбер или дор блю, требуются специальные холодильники. Сейчас наша героиня ищет варианты, как найти ресурсы для развития, ведь пока на ведение бизнеса тратится очень много сил.

Биталы, нубийки, камори: как в селе под Томском делают сыр из молока коз редких пород

«В городе продают сыр по 2300 рублей за килограмм, я продаю по 1500. И мне говорят: «Дорого, молоко же вам бесплатно дается! Оно у вас каждый день». У людей складывается такое впечатление. Работа на ферме, безусловно, выгодна, но это – колоссальный труд без выходных, и отпусков. Если посчитать работу в таком режиме – можно сказать, что я зарабатываю мало. Да, я могу жить с детьми и питаемся мы своими продуктами, плюс я получаю доходы от продаж на содержание себя, семьи и животных. Но по трудозатратам это несоизмеримо», — рассказала Татьяна.

При этом ту жизнь, которой наша героиня живет сейчас, она бы не променяла на другую. При всех сложностях работа с животными и свое дело приносит огромное удовольствие.

«Мне очень нравится то, что я сейчас делаю. Я, например, уже не могу сыры из магазина есть: мне кажется, они пластилиновые. Дочка за вечер может литр молока выпить, и я знаю, что оно – свое, это самое важное. Работа с козочками мне больше для души, я ведь их начала держать не для того, чтобы продавать что-то. Это уже со временем я поняла, что можно на самом деле работать дома, заниматься животными, перерабатывать молочку. Плюс – в отличие от обычных, эти козочки какие-то более человечные, ласковые. Целый день с ними стой – они будут счастливы. И они – уже часть нашей семьи», — сказала Татьяна.
Биталы, нубийки, камори: как в селе под Томском делают сыр из молока коз редких пород

Возрастное ограничение – 6+