Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Болезненная надежда или подростковый нигилизм: о чем был фильм «Два, три, демон приди»

20:02 / 21.08.23
1509

Рассказываем, каким получился новый фильм студии А24

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+ Осторожно, спойлеры.

Кажется, пресловутого «возвышенного хоррора» отходят на второй план. Пионер обновленного жанра Ари Астер подвергается насмешкам критиков с его «Реинкарнацией» и «Солнцестоянием», «Маяк» Роберта Эггерса остается крепким фестивальным кино, а «Нет» Джордана Пила уже превратился в забытую главу кинематографа. Фильмы ужасов начинают снова усредняться, становиться более понятными и, не побоимся этого слова, утилитарными.

Появляется все больше работ в этом жанре, которые стараются не просто напугать зрителя, но стать любопытным социальным комментарием под оберткой инфернального путешествия в компании сверхъестественных существ. Таким нам показался и новый фильм студии А24 и режиссеров Филиппу «Два, три, демон приди». Но обо всем по порядку.

История картины рассказывает о злоключениях тинейджеров из Австралии, которые, как и все обычные подростки, любят сходить на тусовку, влюбиться и начать пробовать запретные плоды. И на этот раз запретный плод оказывается чрезмерно странным, ведь во время своих вечеринок дети проводят спиритические сеансы через проклятую руку, впуская в себя призраков, получая от этого «кайф». Главная героиня Миа сторонилась всего этого, но не смогла пережить потерю матери, так что решила отвлечься самым радикальным способом, но ее действия привели к очень страшным последствиям, где пострадали близкие ей люди, а ее жизнь окончательно полетела в тартарары.

Болезненная надежда или подростковый нигилизм: о чем был фильм «Два, три, демон приди»

За классической формой западного ужастика про спиритизм и не упокоенные души авторы решили заложить очень мощный социальный посыл, который одновременно цепляет несколько вопросов. В чем может скрываться опасность надежды? Насколько большой проблемой может стать подростковая наркозависимость и как быстро люди привыкают к чему-то, что раньше казалось невозможным.

Первый пласт раскрывается через одержимое желание главной героини снова увидеть маму, пообщаться с ней, спросить ее о причинах ее смерти и попросту провести время вместе, насколько бы нездоровой историей это не оказалось. Ее не смущает то, что из-за ее действий пострадал невинный мальчик, который считал ее своим другом, ей все равно на то, что она спит в обнимку с призраком, все дальше дистанцируясь от реальности, и избегает собственного живого отца. Все это самым негативным образом влияет на психику Мии, заставляя ее совершать самые эгоистичные и необдуманные поступки, превращая здорового человека в одержимого прошлым маньяка.

Вторая тема тоже находится на поверхности и выражается в непосредственных сеансах с проклятой рукой. Подростки без раздумья входят в контакт с призраками, считая все это развлечением и получением удовольствия, которое твои товарищи еще дополнительно снимут на телефон и покажут «протрезвевшему» тебе. Весь спиритический сеанс и отношение к нему главных героев — это большая метафора на запрещенные удовольствия вроде наркотиков или алкоголя. Да, будучи подростком очень просто попасть в такие сети, но выбраться из них, как показывает нам Миа, бывает крайне проблематично.

Болезненная надежда или подростковый нигилизм: о чем был фильм «Два, три, демон приди»

Ну и третий пласт — самый философский из всех и косвенно резонирует с поэмой Джеймса Балларда «Утонувший великан», которую экранизовали во втором сезоне альманаха «Любовь, смерть и роботы». Дети, общаясь в призраками, не испытывают никакого шока или удивления. Для них не становится невероятным открытием то, что потусторонний мир реален, что он не такой прекрасный, как можно себе представить, а привычной концепции Ада и Рая, кажется, вовсе не существует. Мертвые люди страдают после смерти, находятся в мире между мирами и всячески стараются проникнуть к живым, чтобы поделиться с ними своей болью. Звучит как что-то очень разочаровывающее и демотивирующее, как то было в фильме «Открытие», где ученые подтвердили реальность загробного мира.

Но у детей это вызывает лишь сиюминутный восторг и желание получить от этого удовольствие. Авторы будто высмеивают современное поколение, указывая на их поверхностное и нигилистическое отношение ко всему на свете. Причиной тому может быть интернет, плохие отношения с родителями или что-то еще, но в мире автора итог один и он печальный — смерть и вероятное сверхъестественное больше никого не пугают. Отсюда и следует главный конфликт всей картины, если ничего не важно, то и беречь всех вокруг точно не стоит, можно запросто идти по головам, достигая своих эгоистичных целей. А это уже может говорить о назревающем гуманистическом кризисе, который, вполне возможно, начал находить свое воплощение в искусстве.

В итоге перед зрителем оказывается хорошо снятая, понятно рассказанная, наполненная смыслами и довольно пугающая своей атмосферой картина в жанре фильма ужасов. Смотреть его можно как что-то большее, откапывая все смыслы, которые авторы туда заложили, или же просто как страшный фильм на вечер. В любом случае вы не разочаруетесь.

Болезненная надежда или подростковый нигилизм: о чем был фильм «Два, три, демон приди»