В Государственную думу внесли проект о противодействии телефонному и интернет-мошенничеству. Документ разработало правительство России.
Инициаторы законопроекта предложили создать единую систему с записями голосов мошенников, уполномоченным органам собирать биометрию, а также ввести обязательную маркировку звонков, которая позволит пользователям видеть название организации. Кроме того, сотрудникам госорганов, банков и операторов связи будет запрещено общаться с клиентами через мессенджеры.
Отметим, что в 2024 году около девяти миллионов россиян ежемесячно сталкивались с сайтами злоумышленников.
Чаще всего на уловки кибермошенников поддаются женщины в возрасте от 25 до 44 лет со среднем уровнем дохода и средним образованием, которые проживают в городе и имеют постоянное место работы. Такой портрет среднестатистической жертвы составил Центробанк РФ.
«Пожилые тоже в зоне риска, однако доля пострадавших среди них выросла незначительно», — добавили в ЦБ РФ.
Среди популярных способов мошенничества, по статистике прошлого года стали:
▪️Телефонный звонок или SMS-сообщение — 45,6% случаев;
▪️Атака через мессенджеры — 15,7%;
▪️Сообщения в социальных сетях — 10,3%;
▪️Письма на электронную почту — 7,7%;
▪️Получение мошенниками доступа к аккаунту на Госуслугах — 7,0%.
«Согласно исследованию, 17,2% пользователей компьютеров и 12,5% владельцев мобильных устройств игнорировали предупреждения браузера и переходили на эти ресурсы», — сообщили в Лиге безопасного интернета.
Большинство пострадавших чаще всего теряет до 20 тысяч рублей, однако выросло число крупных переводов — от 100 до 500 тысяч рублей. При этом, 70% обманутых граждан переводят мошенникам собственные сбережения, 15% — кредитные деньги, 15% — совокупно собственные и кредитные средства.
«По действующему с июля 2024 года закону банк обязан возместить клиенту похищенные деньги, если не приостановил на два дня перевод на подозрительный счет из базы данных Банка России», — говорится в сообщении Центробанка РФ.
Однако, согласно статистике, представленной ЦБ РФ, российские банки полностью вернули похищенные суммы только 13% граждан, частично вернули — почти 5%, а 82% пострадавших так и остались ни с чем.