Ученые Томского государственного университета провели уникальный эксперимент, изучавший влияние генеративного искусственного интеллекта на развитие творческих способностей студентов. В течение месяца 60 первокурсников философского факультета выполняли творческие задания, причем одна группа использовала инструменты на основе больших языковых моделей, а другая работала самостоятельно. Результаты оказались парадоксальными: объективные показатели креативности снизились у тех, кто применял ИИ, однако субъективно эти студенты оценивали себя как более креативных.
«Результаты показали, что студенты, использовавшие нейросети, продемонстрировали статистически более низкие показатели креативности по всем критериям — оригинальности, новизне и количеству идей. Однако субъективно они оценили себя как более креативных. Это, можно сказать, эффект плацебо: технология создает у студентов ощущение роста эффективности, хотя реальные показатели ухудшаются», — пояснила заведующая лабораторией непрерывного образования Института дистанционного образования ТГУ Арина Иванова.
Исследование проводилось в рамках проекта «Отношение преподавателей и студентов к использованию ИИ в образовании: возможности и ограничения», поддержанного программой развития ТГУ. Ученые специально выбрали для изучения креативность как компетенцию, которая долгое время считалась исключительно человеческой прерогативой в условиях технологического прогресса.
Важной особенностью эксперимента стало то, что студенты не просто копировали решения нейросетей, а формулировали собственные ответы на основе ИИ-подсказок. Несмотря на это, их объективные творческие показатели снизились по всем параметрам. По мнению исследователей, полученные данные помогут разработать методики интеграции искусственного интеллекта в образование без потери ключевых когнитивных навыков. Ученые подчеркивают, что ИИ должен не подменять человеческое мышление, а усиливать его, и важно определить, на каких этапах обучения его применение действительно продуктивно.