Татьяна Геннадьевна и Алена Валерьевна являются друг другу снохами: их мужья — братья. У Алены Швенк бабушка с дедушкой и мама с папой были учителями, поэтому она рассказывает, что в семье не стоял вопрос о выборе ее профессии. Татьяна Чижова училась в колледже у матери Алены Валерьевны, именно она вдохновила ее стать педагогом. Женщины рассказывают, что в их большой семье много учителей.
«Наша династия — это не дерево, а целый лес. Все деревья соприкасаются кронами и разрастаются», — комментирует Алена Швенк.
Татьяна Геннадьевна рассказывает, что к ней в первый класс дети приходят «с широко распахнутыми глазами» и в ожидании какого-то чуда, которое она старается преподносить им каждый день. В первом классе дети еще совсем маленькие и похожи друг на друга, а ближе к четвертому классу начинает раскрываться личность каждого ученика, и Татьяна Чижова играет большую роль в их формировании.
«Очень важно научить их договариваться между собой. Они маленькие и еще не умеют этого. Также я учу их слышать и слушать друг друга — это ведь разные вещи», — рассказывает Татьяна Геннадьевна.
В средние и старшие классы к Алене Валерьевне дети приходят уже за знаниями. Она считает, что не так важно дать ребенку эти знания, ведь он и сам может получить их в современном мире; куда важнее «научить школьников учиться» и взаимодействовать между собой.
Учителя рассказывают, что достаточно редко сталкиваются с конфликтами. По их мнению, конфликт — это неразрешенная проблема. Алена и Татьяна стараются не доводить ситуацию до этой стадии, они пытаются решить все «на берегу». Но, несмотря на это, обе преподавательницы отмечают, что есть разные ученики и разные родители, но к каждому можно найти подход — в этом и есть суть настоящего педагога.
«Мы стараемся увидеть проблему на самых ранних стадиях, чтобы разрешить ее и не доводить до конфликта. Иначе это будет уже очень трудно разрешить и всем будет некомфортно», — подчеркивает Алена Валерьевна.
В первую очередь учитель ведет урок. Но это не единственная его задача. Учитель влияет на всю жизнь ребенка: он закладывает базовые ценности в ребенка.
«Я вкладываю в своих учеников такие базовые понятия как любовь, взаимопонимание и доверие. Это то, что очень важно заложить в детей на ранних этапах их формирования. От этого зависит то, какими людьми они вырастут», — комментирует Татьяна Чижова.
Выпускники начальных классов часто заглядывают к своему первому учителю. Они стараются помогать ей в организации перемен, провожают младшеклассников на уроки изо и танцев в другие кабинеты.
У Алены Валерьевны было два классных руководства. Ее выпускники разлетелись по всему миру: некоторые работают в Москве, Чехии, Канаде.
«Подростковый период никогда не повторится. И если мы не поможем ребенку научиться общаться с людьми, то к этому уже не вернуться», — резюмирует Алена Валерьевна.