Интересное

«Цель — не деньги, а чтобы нравилось жить»: как художник стал модельером, кузнецом и поисковиком

17:00 / 24.11.23
3427
Мы в социальных сетях:

История Максима Бекера наполнена разнообразными событиями благодаря его подходу к жизни: жить так, чтобы было интересно. Начав свое обучение как студент-художник ТГУ, парень успел поработать бутафором, создать множество моделей мужской одежды и обуви для томичей, освоить кузнечное дело и стать одним из тех, кто развивает томский отряд «Лиза Алерт». В проекте «Университет без границ» Максим рассказал о том, как интерес к жизни наполняет ее новыми интересами. 

Аудиоверсия:

Рисовал в кружках, казармах, колледже, а затем и в ТГУ

Я томич, родился, живу и продолжаю жить здесь. И всю свою жизнь занимаюсь художественной деятельностью. С ранних лет ходил в кружок, в старшей школе родители предложили пойти в художественную школу. Рисование мне продолжало нравится и в выпускных классах, я ходил даже на подготовительные курсы в ТГАСУ, но потом понял, что это более техническая специальность, не стал поступать. Как-то к нам в школу пришли представители института бизнеса и пригласили пойти на платное в институт или колледж. Я пошел, но, так как у учреждения не было аккредитации, как я поступил – так и пошел в армию. Подумал: ладно, сам виноват, не стал поступать в нормальный университет. 

В армии на срочной службе я довольно много занимался изобразительным искусством, навыки мне помогали. Офицеры узнали, что я рисую, спросили, что мне для этого нужно, напокупали красок – и я рисовал вместо того, чтобы ногами топтать плац. Создавал картины для казармы, делал копии разных художников, пейзажи. Когда вернулся домой, понимал, что у меня это дело и получается, и нравится, плюс была льгота при поступлении благодаря службе. 

В колледж я вернулся, но даже с прогулами закончил практически весь второй семестр на отлично. А мне было интереснее учиться тому, что я еще не умею и что не дастся так легко. Так случилось, что я познакомился с выпускницей института культуры ТГУ, которая вела подготовительные курсы для поступления на живопись. Мы начали общаться, она пригласила поступать…  А я даже не знал, что есть такое отделение! И вот летом 2006 года я поступил на бюджет. Благодаря армейской льготе мне достаточно было набрать 90 баллов для поступления при требуемых 210. Но я и так набрал 240 и пришел учиться с энтузиазмом.

«Цель — не деньги, а чтобы нравилось жить»: как художник стал модельером, кузнецом и поисковиком

Художник должен быть не голодным, а успешным!

В вузе меня довольно быстро опустил на землю мой основной преподаватель, который ведет весь курс. Легкая учеба не задалась, и не в том плане, что мне было сложно рисовать: я попал в жесткую среду, где преподаватели, признанные Союзом художников мастера, относились к творчеству как к технической науке. А это же творчество, мне хотелось проявлять себя и отношение к предмету у меня было другое. Да, есть техники, приемы, но в первую очередь это же порыв души!

При поступлении нас было человек 17-15, до конца дошли 12. Я был одним из самых старших в группе. Не тем, кто пришел сюда за дипломом или скоротать время, но и не тем, кому в жизни кроме живописи больше ничего не нужно. Я хотел учиться рисовать и шел за новыми навыками. Поэтому параллельно учебе устроился в ТЮЗ бутафором — чтобы набираться опыта, хотя зарабатывал копеечку. Приходил к первой паре, затем ехал работать и возвращался домой в первом часу ночи. Много сил приложил, чтобы получать навык, отличный от рисования. 

Я все же понимал, что профессия должна меня кормить. Ерунда, что художник должен быть голодным. Художник должен быть успешным, и его творчество должно кому-то нравится. Да, Ван Гог жил всю жизнь в нищете, а уже после смерти стал цениться. Но у меня другое отношение: я хочу, чтобы мое сегодняшнее творчество ценилось.

Зато в деканате я был на высоком счету, потому что постоянно участвовал в разных активностях, постановке праздников, с руководителем театра «Эстус» Романом Ефимовичем Дашевским организовывали посвящения студентов. Мы тепло друг к другу относились, хотя в самом «Эстусе» я не выступал. Со студентами других факультетов я постоянно общался, часто тусил с психологами. 

Модельер по призванию

Помимо рисунка, мне всю жизнь было интересно создавать одежду. Во-первых, я попал в такой размер, что все мужское – мне большое, а детское – маленькое. А хотелось что-то необычное носить. Из-за нестандартного размера я шил себе одежду, мама научила обращаться с машинкой.  Друзья оценили, предлагали где-то показаться, поучаствовать в конкурсе. И на втором курсе я решился выйти на межрегиональный конкурс модельеров и дизайнеров, который проходил в ЦК ТГУ. 

Вообще в ТГУ есть целое отделение дизайна костюма, и они участвовали в конкурсе от вуза. Также заявились модельеры, фабрики, ателье из разных городов. Я подавался самостоятельно: отшил коллекцию, представил ее … и победил в номинации «Мужская мода», также взял приз зрительских симпатий! Обошел профессионалов. Я  итоге меня  позвали работать на фабрику «Милослава» мужским модельером в конструкторское бюро, где я проработал три года. Потом сократили наш отдел и предложили заняться другой работой на фабрике… А мне-то хотелось продолжать заниматься модой, я был очень увлечен! Пусть швейного образования у меня и нет. К тому же, тогда мы с братом вдвоем жили в квартире, родители разъехались. Нужно было и учиться, и себя обеспечивать. 
«Цель — не деньги, а чтобы нравилось жить»: как художник стал модельером, кузнецом и поисковиком

В принципе можно было бросить учебу, но университетская жизнь мне была интересна. Я обычно не пропускал занятия, но мог уйти с пары на работу, рисовал без особых стараний из-за напряженных взаимоотношений с преподавателем. И после третьего курса заведующий кафедрой сказал: «Бекер, иди отсюда, мы тебя выгоним из университета». Да, деканат за меня заступался, в рамках имиджа университета я – веселый ферзь. А как студент – вообще неугодный, хулиган. Я собрал свои работы итоговые, пошел к Дашевскому. Он посоветовал идти к декану и падать в ноги. Я так и сделал и попросил экстерном учиться, чтобы сдавать работы и экзамены со всеми, но иметь возможность пропускать — мне разрешили.

От ткани к металлу: как навык художника пригодился кузнецу

После швейной фабрики я несколько месяцев моделировал мужскую обувь на фабрике «Ронокс», затем пошел в автоцентр колористом, начал изучать аэрографию, способ нанесения краски на машины, мотоциклы. Через несколько лет в этой сфере пошел заниматься художественными услугами – росписью интерьеров, открыл ИП. Я еще и не супер-бизнесмен с точки зрения продвижения, меня в основном по качеству работ находили. На тот момент мы с женой ждали первенца, с работой было шатко-валко: то есть заказы, то нет. И тогда моя тетка позвала меня к себе, служить по контракту в Северске. Я долго не хотел, но понял: семье с маленьким ребенком нужна стабильность. И три года отслужил по контракту, уволившись в 2017 году. 

Тот год стал поворотным во многом. Когда я вернулся из армии, понял, что мне опять надо возвращаться в творческую струю. Вообще я всю жизнь хотел научиться работе с материалами: металлом, деревом. И тут увидел объявление, что в мастерскую требуется кузнец на художественную ковку. Я пришел к ним без навыка в сварке, учили на месте. Там я освоил профессию, материал, рынок в Томске, после перешел в другую мастерскую, продолжил совершенствоваться. 

Я всю жизнь мечтал, чтобы у меня была мастерская! Так что, когда мы ждали вторую дочку, мы продали квартиру и купили маленький дом с участком. И у меня появилась территория, где мастерскую можно построить, что я и сделал. Оборудование купил, рынок понял, получил по государственной программе как предприниматель помощь для покупки станка и начал работать уж как независимый кузнец. Это — высокомаржинальный вид деятельности, который тебя прокормит. 

«Цель — не деньги, а чтобы нравилось жить»: как художник стал модельером, кузнецом и поисковиком
Я делаю больше практичных вещей – на это есть спрос. Заборы, калитки, перила, качели, мебель… Есть и высокохудожественные заказы, их меньше и тут другие деньги. На одном навыке не уедешь, как раз требуется художественный вкус. Так что сейчас я уже почти 7 лет занимаюсь ковкой и работаю с металлом в мастерской.

Тут я никому не должен, работаю напрямую с клиентом. Да, Томск не богатый город, и даже обычные изделия некоторые называют не дешевыми, не говоря уже о сложных вещах. Но у меня цель жизни — не заработать денег. Я живу, чтобы мне нравилось жить. И в своей мастерской я сам регулирую жизнь, мне есть куда стремиться, и при этом комфортно. Семья, жилье, работа, машина, творчество – что еще нужно? 

«Цель — не деньги, а чтобы нравилось жить»: как художник стал модельером, кузнецом и поисковиком

«Я хотел быть героем»

Уже когда я стал работать в ковке, я узнал про поисковый отряд «Лиза Алерт». У жены коллега была участником отряда, и она мне рассказала про томских поисковиков. Я  видел отряд как что-то героическое и думал: «Круто, это не работа, а порыв души. Я хочу быть героем, буду ходить спасать детей и бабушек!». Я вступил – на тот момент уровень был значительно ниже, чем сейчас. И первые пару лет я ездил на поиски, но не очень активно занимался развитием отряда, да и саморазвитием в отряде тоже. 

«Цель — не деньги, а чтобы нравилось жить»: как художник стал модельером, кузнецом и поисковиком

Но постепенно ситуация менялась. В какой-то момент на одном из поисков я задался вопросом: почему не применить лазерные технологии? Да, мысль ерундовая, но я начал изучать структуру отряда и его работу вглубь: кто руководитель, какие специалисты есть, как формируется пополнение отряда, что мы умеем в сравнении с Москвой и другими регионами. И в тот год появилось много людей, как я, которые активно начали заниматься отрядом. Мы понимали, что уровень можно поднять, чтобы новые люди к нам входили проще. Старичков сменяли новички, в итоге высококвалифицированных специалистов в отряде стало больше.  

Сейчас я уже глубоко и системно в «Лиза Алерт, это образ жизни. Я стал координатором поисков, до прошлого года был старшим направления, готовил специалистов старшей поисковой группы. Рад, что люди которых я обучал, сами становятся инструкторами. У меня огромное желание, чтобы отряд рос и развивался. И здесь я применил свои знания модельера: создал линейку одежды для поисковиков совместно с фабрикой «Милослава».

«Цель — не деньги, а чтобы нравилось жить»: как художник стал модельером, кузнецом и поисковиком

В следующем году мы хотим сделать крупные межрегиональные учения, занимаюсь их подготовкой. О том, что такие нужны, мы задумались, когда в этом году ездили на поиск двух девочек в лесу в Кузбассе. Наши все собрались и поехали помогать как усиление: на таких поисках всегда много народу, надо водить людей по методикам, уметь пользоваться оборудованием. В каждом отряде есть пункты, по которым нужно развиваться. Томская область, например, в лидерах по уровню развития радиосвязи: у нас был специалист, который подтянул это направление.

Я уверен: главное, чтобы человек занимался тем, чем ему нравится. И в профессии, и в жизни. Этого хотят все люди.