Интересное

«Уникальный опыт дал уникальный продукт»: как сделать бизнес на иван-чае?

15:00 / 22.08.23
70828

Зырянское, Зырянский район. 126 км от Томска.

Мы в социальных сетях:

Талантливый дизайнер мебели в Петербурге. Им вполне мог стать Павел Кривошапкин, если бы в 2013 году поддался на уговоры друга и уехал из Томской области в Северную столицу. Но парень решил делать бизнес… в деревне. И вернулся в родную Зырянку, чтобы заниматься там дикоросами.

Сейчас иван-чай от Павла Кривошапкина знают и покупают по всей Томской области. В своем районе молодой предприниматель стал основателем этого направления и нашел свою технологию заготовки этого неприхотливого растения. В проекте «Хороший малый» мы узнали, как получить уникальный продукт, найти свое направление сельского бизнеса и взять за основу успеха практику и поиски, а не научные исследования.

Получить большие возможности для бизнеса можно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется по поручению президента РФ. Благодаря нацпроекту предприниматели могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку в своем регионе.

В первый год мне все говорили: ты сошел с ума

Можно сказать, что заготовка дикоросов у Павла в крови. Это дело ему передали родители, хотя вместо иван-чая они занимались с 2003 года ягодами и грибами. Именно тогда в Томкой области началась программа освоения дикорастущей продукции. По наблюдениям Павла, Зырянский район не столь богат на дикорастущую продукцию, поэтому родители начинали с сушеного шиповника, который до сих пор пользуется спросом не только в Томской области, но также в соседних регионах: Кузбассе, Новосибирской области и Красноярском крае.

Павел подключился к труду мамы и отца в школе: вместо речки и сельских забав он вспоминает, как работал с ягодами и грибами. Позже, на время учебы, парень от этого отошел, однако судьба вернула мысли к дому и семейному делу.

«Уникальный опыт дал уникальный продукт»: как сделать бизнес на иван-чае?

«Я окончил институт в 2014-м году и мне очень нравилась моя специальность – художник-конструктор мебели. Но буквально через год родители сказали: «Мы устали, хотим отдохнуть, просто бросаем и все». Мне стало обидно: и я принял решение, что в другой жизни буду дизайнером мебели. Так что позже вернулся в деревню продолжать их дело. Хотя я 3 года работал по специальности. И даже сейчас, если в бизнесе останусь на берегу – я знаю, что возьму свой диплом подмышку и пойду работать», – рассказал Павел.

Дома молодого специалиста увлекла тема с иван-чаем: о ней говорили знакомые, советовали попробовать. Поначалу заготовка не шла: трава после сушки не давала ни вкуса, ни цвета. Однако толчок дала одна из крупных компаний, которая поделилась технологией заготовки чая, чтобы Павел заготавливал продукт для них.

«Уникальный опыт дал уникальный продукт»: как сделать бизнес на иван-чае?

«Я как-то сразу во все это настолько поверил, загорелся. В итоге с того, что у меня не было ничего, к концу года я практически полторы тонны чая делал. В первый год мне все говорили: «Ты сошел с ума, покупаешь какую-то траву, везде ее раскладываешь, потом хочешь из нее что-то сделать». А я был настолько уверен, что результат сразу оказался хорошим. И компания начала ставки делать на мой чай», – вспоминает предприниматель.

От листочка А4 к тому, чтобы написать свою книгу

Можно предположить, что в технологии заготовки все было расписано до мелочей. Но нет: по словам Павла, это был обычный листок формата А4 с общими рекомендациями. Чайный путь нашего героя с него только начался: впереди были годы интереса к продукту, накопления опыта и экспериментов, чтобы получить уже свою, уникальную технологию.

«Я не консультировался ни с учеными, ни с технологами, ни со специалистами. Я был в условном информационном вакууме, в котором мне приходилось творить то, чего не знаю. И на основе этого уникального опыта и получился уникальный продукт. Да, сейчас многое идет по франшизам для получения одинакового продукта по отработанной технологии. А здесь я обратным путем пошел. Ребята из компании шутили: «Это же мы тебе дали технологию, а ты заслуги себе приписываешь». Так я сейчас вместо листочка могу уже целую книгу написать об иван-чае на основе опыта, который я приобрел. В любых институтах люди пишут труды сначала с опорой на то, что есть, а потом на основании этого добиваются своих результатов. Здесь и случаются открытия», – отметил заготовитель.
«Уникальный опыт дал уникальный продукт»: как сделать бизнес на иван-чае?

Конечно, без наработанного имени чай ноунейма из Зырянки не мог конкурировать с уже популярными сортами. Поэтому Павел работал под жестким контролем компании несколько лет, прежде чем смог почувствовать в себе силы и предлагать продукцию на других горизонтах и рынках. И те нюансы, которые Павел выработал за годы труда, придали его продукту ту самую уникальность, необходимую для успеха на рынке.

«Порой разговариваю с коллегами, конкурентами и партнерами, которые примерно тем же в сфере занимаются – рассказываю, как работаю, на что слышу: «Так же не бывает!». Например, есть безвоздушная ферментация, а у меня получилось сделать воздушную. Заготовителю нужно создать идеальные условия, при которых фермент именно в чай попадет, чтобы пазл сложился и из травы получился правильный продукт», – рассказал Павел.

Феерия, длиной в месяц – технология, выработанная за годы

Сейчас Павел и его помощники перерабатывают около 15 тонн иван-чая в год. Однако по факту самое активное время – это чуть больше месяца с конца июня до августа. Так что вся феерия по сбору кипрея длится недолго, важно успеть отработать так, чтобы хватило на год.

Чай проходит несколько этапов обработки после сбора и сушки. На разных стадиях он приобретает совершенно иной вид, цвет и запах. Например, может приобрести запах клубники или дыни. Если есть легкий аромат последней, значит, ферментация почти завершена, рассказал Павел.

Как в любой деревне, проблема с кадрами и в заготовке стоит довольно остро.

«У меня есть оформленные бригадиры. А вот сборщики не всегда дисциплинированные. Они получили деньги первые, отдали долги, удовлетворили элементарные потребности, а дальше начинается спонтанная трата денег. Сейчас ситуация такова, что крепкое советское поколение уже устало и хочет отдыхать на пенсии. Мое поколение – «девяностиков» – вряд ли пойдут на это. Они больше в офисах. Так что надо вовлекать молодежь. И некоторые молодые ребята правда могут отлипнуть от телефонов и влиться в деревенскую жизнь – может, захватывает вот эта фантазия, необычность, природа», – рассказал Павел.
«Уникальный опыт дал уникальный продукт»: как сделать бизнес на иван-чае?

Самый трудный период, в который важно не сдаться, по мнению заготовителя – это 3 года. К 4 году приходит понимание, как работать, а к пятому уже можно оглядеться, увидеть жизнь вокруг и собрать хорошую команду. Например, друг Павла сейчас отвечает за сбор иван-чая, а Павел – за технологию и переработку.

«Обычно говорят, что с друзьями или родственниками дела лучше не иметь – все советчики, которые в жизни попадались, обязательно говорили. А у меня другого варианта просто не было. Мой бизнес начался с родителями, друзья туда же подтянулись. Так что я в абсолютно другую игру играю», – отметил предприниматель.

Об отношении к селу и своему пути

При том, что нынешний путь Павла действительно зажигает и увлекает, он спокойно представляет себя и в найме, даже работал завсклада и слесарем по полгода в неактивные периоды для сбора и заготовки чая. По его словам, любому молодому и амбициозному человеку тяжело сидеть полгода без дела: можно облениться и обрасти кучей вредных привычек. Во многом именно труд с детских лет поставил нашего героя на это мышление и дал жизненные ориентиры.

«Уникальный опыт дал уникальный продукт»: как сделать бизнес на иван-чае?

«В какой-то мере было грустно, когда все катались на мотоциклах, а я таскал эти грибы с родителями. Но сейчас я пожинаю плоды – понимаю, что меня такая жизнь приобщила к труду. У меня не профильное образование – но я являюсь экспертом в этой области, имею заслуженный почет в сфере, за это родителям и правда спасибо. Когда я пытался в городе найти свое место, мне как будто кто-то на ухо нашептал, что надо вернуться в деревню. А я как-то думаю: какая деревня? Меня уже и в Москву зовут работать, в Питер – тогда это было модно, год 2013. Потом друг, который звал, перезванивает: ну что, ты созрел? А я говорю: я в деревню уехал. И он мне: ну ты даешь! Подобные случаи были – приезжал Вениамин Кизеев давать мастер-классы для предпринимателей. Мы вместе на Селигере были, он меня узнал – и удивился: мы тут все на верхах обитаем, науки пишем, а ты пошел в реальный бизнес, в поля – только уважение. Среди «сливок» томского общества, кого я знаю, никогда никто не осудил мой выбор», – отметил Павел.
«Уникальный опыт дал уникальный продукт»: как сделать бизнес на иван-чае?

Во многом развиваться на селе очень даже возможно. Просто важно найти ту сферу, которая зажжет и в которой пока не так много конкуренции (как в том же животноводстве). Помешать может и страх выйти за рамки, пойти по новому пути. Главный секрет успеха – заниматься делом по-настоящему с открытой душой и быть готовым посвящать делу все возможное время.

Возрастное ограничение – 6+