Источник фото: tomskavtotrans.ru
Авторские материалы

Захватывающая история «Томскавтотранса»

17:45 / 21.04.16
9084
Мы в социальных сетях:

Жил да был на свете один мужик, который кому только не задолжал. Заработки его эти долги ну вообще никак не покрывали — хоть все до копейки отдавай. А еще ж семью на что-то кормить нужно — а семья-то была многодетная. Родители иногда что-то подкидывали на жизнь, но, вообще-то, и сами концы с концами кое-как сводили — у них помимо этого сына еще было семеро по лавкам. И вот вдруг явился к ним незнакомый барин и говорит: «А отдайте-ка мне своего сына на время. Я ему как родной отец буду и сделаю так, что зарабатывать он станет не в пример больше, и с долгами его накопившимися разберусь — может, рассчитаюсь с ними, а может, и без этого обойдется — там видно будет. Своих-то денег, у меня, надо сказать, не много, так я на улучшение житейских условий вашего сына несколько больших кредитов возьму. И взамен-то ничего не попрошу — ну разве что 10 % от прибыли, которую он со временем станет получать, да еще кое-что по мелочи. Но не имущество — ни-ни. Что я, пристав какой — имущество забирать? Даже если что не так промежду нас сложится, возьму только то, с чем пришел». И родители подумали-подумали, да и согласились. Кое-кто, правда, пальцем у виска им вслед покрутил, но — дело, как говорится, хозяйское.

Безумная, на первый взгляд, притча, не правда ли? Но не только в каждой шутке есть доля правды. В каждой сказке — тоже. Иногда эта доля всех 100 % достигает. История начавшегося оздоровления «Томскавтотранса» — тому пример.

Бывает, что начавшийся и предполагающий многосерийность сюжет вдруг резко прерывается. Так произошло и с модернизацией «Томскавтотранса», коллектив которого в конце 2015 года поднял, было, смуту: мол, все имущество предприятия, включая автовокзал, хотят отдать в залог иногороднему — не то мордовскому, не то московскому — инвестору «Регион-Транс». Часть томичей, переживших, но еще не забывших инвесторов в лице московских «Томских коммунальных систем» и французской «Веолии», откровенно запереживали. Но, пожалуй, большинство либо проигнорировали эту новость, либо доверились властям: чай, не просто так там сидят, знают, что делают. «Томскавтотранс», осуществляющий сам и принимающий межмуниципальные, межрегиональные и даже международные рейсы, действительно убыточен — и уже много лет. Как так вышло, и каковы дела сейчас, — об этом мы уже писали. А вот что будет дальше — тут-то и получилась пауза в сюжете. Губернатор и его замы тогда проект инвестора обсудили при общественности — в том числе с участием журналистов, но вынесли вердикт: доработать и пока что никаких соглашений с «Регион-Транс» не подписывать. Воспользовавшись этой паузой, томские перевозчики составили свой план оздоровления «Томскавтотранса» — собственными силами (в том смысле, что и составили собственными силами, и восстанавливать собирались тоже сами) — и отправили его в «белый» дом.

А неделю назад коллектив «Томскавтотранса» залихорадило.

«Этот документ, который мы отправляли в обладминистрацию, он же у нас с отметочкой — что 18 марта был принят в департаменте транспорта, дорожной деятельности и связи для ознакомления, — рассказывает глава профкома «Томскавтотранса» Наталья Голубева. — В тот же день я в департамент госсобственности его отвозила лично. 24 марта у нас тут было совещание рабочей группы из областной администрации — присутствовали и представители департамента транспорта, и департамента госсобственности, и департамента тарифного регулирования. На этом совещании Денис Празукин (и. о. начальника департамента транспорта, дорожной деятельности и связи — прим. ред.) сказал, что он видел этот план, и что бюджет получается, и что давайте рассматривать эту модель. По вопросу о развитии предприятия была принята модель о передаче «Томскавтотранса» именно нашим — томским — перевозчикам. И было дано задание нашему руководству, нашей бухгалтерии от этой рабочей группы — обсчитать этот вариант. 29 марта должно было состояться новое заседание — по расчетам: смотреть, что и где, что экономика показала. 29 марта с утра мы позвонили в нашу рабочую группу — узнать, во сколько они приедут. Там нам сказали: «Извините. Мы не приедем». И мы узнаем, что, оказывается, 28 марта было совещание у Гурдина (Юрий Гурдин — заместитель губернатора по инвестиционной политике и имущественным отношениям — прим. ред.), и о нашем плане «скромно умолчали». Гурдин его видел, но настаивал на подписании соглашения с «Регион-Трансом».

План томских перевозчиков, решивших спасти «Томскавтотранс», в профкоме предприятия до сих пор отстаивают. Сбивчиво, порой с первого раза непонятно для тех, кто не в теме, перескакивая с сарказма на гнев в отношении областных чиновников и пришлых инвесторов, — но настойчиво. Даже сейчас, когда отстаивать, по сути, уже нечего.

«Если взять расчеты томских перевозчиков, то у «Томскавтотранса» есть шансы на жизнь. У них получился баланс, у них решены вопросы с «Росавтопромом» — то есть, будет техника. Перевозчики взяли расчеты по десяти маршрутам, которые сейчас обслуживают пригород. Там есть абсолютно убыточные маршруты, но социально важные: например, на Наумовку, Георгиевку. А есть 119-й маршрут Томск — аэропорт, который более-менее прибыльный. И вот если взять все маршруты вместе, то даже остается небольшая прибыль. Приобретение техники перевозчики рассчитали по той федеральной программе, которая идет сейчас с «Росавтопромом» — федеральная программа «Помощь российскому автопрому». Покупатель платит чуть меньше, разница возмещается «Росавтопрому» из федерального бюджета. То есть именно по сегодняшним ценам, когда есть возможность взять технику дешевле, рассчитан этот бюджет. И он высчитан буквально до копеек.  

Далее. Поскольку новое предприятие, которое планировали основать томские перевозчики, приняло бы на работу всех водителей и кондукторов, ушли бы расходы на сокращение штата. А так сокращенные кондукторы — они будут, поскольку инвесторы обещают ввести безналичную систему оплаты в автобусах — должны получить расчет за пять месяцев. Далее — томские  перевозчики в своей программе обещали остаться здесь на услугах. То есть, они организовали бы единое предприятие, перевели туда перевозочную деятельность, но остались здесь на серверных услугах: контрольного механика, диспетчера, на медосмотре… Для «Томскавтотранса» это все — деньги и сохранение рабочих мест. Если же отдать предприятие третьим лицам, они не будут пользоваться этими услугами и платить за это не будут. «Регион-Транс» предлагает слияние всех предприятий, задействованных в осуществлении перевозочной деятельности, — то есть чтобы перевозчики вошли в состав «Томскавтотранса», который сейчас оказывает им услуги стоянки, ремонтной зоны, диспетчеров и так далее. Но «Томскавтотранс» ведь не будет брать сам с себя деньги за эти услуги, то есть ему это слияние невыгодно.

И не надо забывать, что у «Томскавтотранса» есть еще годами накопленные долги, рассчитываться с которыми очень трудно. На сегодняшний день «Томскавтотранс», кредитуя других убыточных перевозчиков, наращивает кредиторку. По расчетам нашей бухгалтерии, и Осипенко (до прихода инвестора гендиректор «Томскавтотранса» — прим. ред.) это признает, — это порядка 23 миллионов рублей в год. На сегодняшний день муниципальные перевозчики должны порядка 69 миллионов рублей «Томскавтотрансу». Скорее всего, эти долги встанут на баланс нашего предприятия как сомнительные и будут списаны. Но мы и сами должны всему региону и за его пределами. Там тоже люди ждут денег. Так вот, если бы томским перевозчикам дали возможность заняться оздоровлением «Томскавтотранса», у них была бы гарантия, что им все-таки эти деньги вернутся. Потому что участвовать в этом проекте собирались именно те, кому должен «Томскавтотранс». Они понимают, что, сняв проблемы с дебиторкой, им будет чем выплачивать перевозчикам, и гораздо быстрее пойдет процесс выплаты долгов.

Второе — почему они говорят, что мы останемся здесь, почему помогают? Потому что в этих предприятиях работают водители, которые здесь выросли. «Томскавтотранс» — это наш дом. И растащить нас невозможно. Мы до сих пор все праздники вместе отмечаем. Мы живем вместе. Эти перевозчики входят в нашу профсоюзную организацию. Они не ушли, несмотря на то, что их послали в суды, что им должны миллионы рублей. И я им очень за это признательна. Мы — одна семья».

Еще от «Томскавтотранса» было не менее эмоциональное письмо в «Единую Россию». А еще — совсем уж эмоциональные предложения на день прекратить все перевозки и выйти на митинг.

Обещания эти, впрочем, не были и, вполне вероятно, что и не будут реализованы. В отличие от оздоровления «Томскавтотранса» силами «Регион-Транса». Заслуживает ли слово «оздоровление» кавычек в предыдущем предложении — тут не обойтись без шаблонной фразы «покажет время». Но безболезненно этот процесс точно не пройдет. Почему — об этом читайте на Tomsk.ru в ближайшие дни, и, надеюсь, это будет не конец истории. Не конец истории «Томскавтотранса»…

Ирина Костина