Источник фото: Tomsk.ru
Авторские материалы

Боль томского электротранспорта

22:50 / 28.03.17
8350
Мы в социальных сетях:

«Болевые вопросы развития электротранспорта в Томске» (каковыми их назвал сам мэр Иван Кляйн) обсуждали в минувшую пятницу в городской администрации. Главный вопрос звучал так: как суметь развить электротранспорт в Томске, не повышая тариф на проезд в троллейбусах и трамваях, когда экономически обоснованная цена на сегодняшний день составляет не 16, а 30-40 рублей? 

«Как мы сможем обеспечить качество (перевозок), которое ждут от нас томичи? Это будет муниципальное предприятие, частники или смешанные формы? Людям все равно, кто будет оказывать эти услуги. Главное, чтобы были соизмеримая цена с безопасностью. Давайте построим «открытый» разговор. Не надо бояться и утаивать», — с такими словами обратился мэр к участникам совещания. 

По словам Кляйна, только в текущем году субсидии из городского бюджета для томского «Трамвайно-троллейбусного управления» составили 200 миллионов рублей. 

«За прошедшие пять лет ТТУ сдавало положительные балансы. Необходимо отметить, что в этом помогали субсидии. То есть выручка покрывает порядка 50 % наших потребностей, денег каждый год не хватает, и мы работаем в режиме экономии. 2016-й год закрыт с минимальным результатом в 500 тысяч с учетом увеличенной субсидии в 240 миллионов. В этом году ситуация усугубится в связи со стоимостью электроэнергии, которая повысилась на 12 %. Для сравнения: если мы получили выручку в 18 миллионов, то 11 миллионов заняла электроэнергия. Также нам необходимо реализовывать программу безопасности (установка систем видеонаблюдения в электротранспорте), которая пока даже не учтена, а это от 15 до 30 миллионов», — рассказал руководитель ТТУ Григорий Шульгин. 

Он отметил, что, кроме всего перечисленного, в декабре текущего года ТТУ должно повысить зарплаты сотрудникам, что «выльется» в несколько десятков миллионов вместе с налогами. Средняя зарплата на предприятии в настоящее время — 22-24 тысячи.     

Но и на этом проблемы ТТУ не заканчиваются. Предприятию не хватает троллейбусов и трамваев для обслуживания всех маршрутов, а сам подвижной состав, контактная сеть, силовые подстанции и трамвайные пути требуют ремонта. Так, на линию выходят 62 троллейбуса на шесть маршрутов и 45 трамваев на четыре маршрута. 

«Есть ошибочное мнение о том, что интервалами между троллейбусами и трамваями можно управлять, но это не так. Интервал зависит от количества передвижного состава», — подчеркнул Шульгин. 

Таким образом, исходя из доклада главы предприятия, для того, чтобы наладить работу, ТТУ требуется более одного миллиарда инвестиций. 

«Мы понимаем, что не хватает подвижного состава. Зачем вы «размазали» по городу транспорт, когда выстраивалась модель новой маршрутной сети? Теперь люди жалуются, что троллейбус надо ждать полчаса. Так надо было сконцентрироваться на самых загруженных маршрутах! Трамвай — самый быстрый транспорт в мире, а у нас его надо ждать 40 минут», — прокомментировал доклад Шульгина председатель думы города Сергей Панов, на что руководитель ТТУ ответил, что «новая маршрутная сеть планировалась не для доходов ТТУ, а для того, чтобы стараться возить людей со всех районов». 

По оценке начальника управления экономического развития горадминистрации Ирины Куприянец, предприятию нужно закрыть нерентабельные маршруты в целях увеличения пассажиропотока и выручки. 

«Если прогнозируемый пассажиропоток сохранится, то можно сократить убытки предприятия. В цифрах — от 12 до 15 миллионов», — считает Куприянец. 

В свою очередь, депутат Владимир Резников предложил «понемногу» направлять деньги на троллейбусы. 

«Угробите последнее предприятие, отдадите последние маршруты, что будете делать? Сэкономите? Нужно все делать за счет развития», — выступил Резников. 

«Конечно, через развитие. Экономически обоснованный тариф выше. Депутатский корпус поставит на электротранспорт 30 рублей? В другом случае у нас будет замкнутый круг и только ухудшение дел на предприятии. Мы хотим приблизить услугу к потребителю, но одновременно не платить за это», — высказался Иван Кляйн.  

С мэром согласился и его заместитель Александр Цымбалюк. 

«Можно говорить о том, что надо строить линии и покупать трамваи. Но нужно отдавать себе отчет в том, сколько это будет стоить. Современные микрорайоны даже для автобусных сообщений непригодны, не то что для троллейбусов. Давайте говорить честно. Понятно, что электротранспорт не обеспечивает комфорт. Я каждое утро слышу на селекторе: «трамвай встал», «трамвай сошел с рельс», «троллейбус остановился». Потому что весь электротранспорт находится в негодном состоянии. Почему мы упускаем момент с «ЛиАЗами»? Это современные автобусы на 90 мест, которые имеют электрический двигатель, обеспечивающий до 200 километров пробега ежесуточно без всяких подзарядок. И не надо строить трамвайные и троллейбусные пути. У нас есть пример Тюмени, которая растет и развивается без электротранспорта», — заключил заммэра.  

По итогам совещания Иван Кляйн поручил создать рабочую группу, в которую войдут общественники, представители томских предприятий и депутаты. Группе предстоит заняться разрешением старых и новых финансовых проблем.

Юлия Агафонова