Источник фото: Tomsk.ru/Томский планетарий
Авторские материалы

Тяга к звездам: астроном рассказал, есть ли у человечества будущее

20:00 / 12.04.17
8127
Мы в социальных сетях:

Астроном-наблюдатель томского планетария Евгений Парфенов сам про себя говорит, что работает «Карлсоном, который живет на крыше» — большую часть рабочего времени он проводит на смотровой площадке планетария и показывает людям, что происходит на небе. А еще — отвечает на вопросы любопытных томичей о том, где можно посмотреть очередной звездопад, почему мы видим только одну сторону Луны, ждать ли нам или нет очередной конец света. В общем, работа у самого известного «звездочета» Томска довольно интересная.

Накануне Дня космонавтики корреспондент Tomsk.ru Екатерина Бухтиярова побеседовала с астрономом о науке и суевериях, а также узнала, почему людей так тянет к звездам, по какой причине средневековые астрологи до сих пор авторитетны и оправдан ли слоган «Прости нас, Юра, мы все потеряли».

Тяга к звездам: астроном рассказал, есть ли у человечества будущее

Древняя наука

— Евгений, у вас довольно необычная специальность — «инженер небесной механики». Даже звучит как-то по-средневековому. Вряд ли в нашей стране много профессиональных астрономов, да и не каждый мальчик мечтает стать «звездочетом». Почему им стали вы?

— Это мечта с детства: еще в детском садике побывал в нашем же томском планетарии. И все! Увлекся этим навсегда, постоянно ходил в планетарий, в выпускных классах отправился искать кафедру астрономии в ТГУ и наткнулся на обсерваторию. Это был 86-й год, и фактически с того времени я там.

Образование у меня почти профильное, но я не астроном, так как когда поступал на мехмат, то там не было специальности «астрономия», а была специальность «небесная механика», то есть изучение движения небесных тел. Сейчас эту специальность заменили астрономией. Мало кто из моих сокурсников работает по профилю: практически все разъехались в другие города или ушли в изучение других направлений науки. Кстати, на факультете знания дают сугубо теоретические: приходят выпускники вуза, которые наблюдают карты звездного неба, изучают что-то научное. Вот только они видят созвездия только на компьютере, а найти на небе что-то не могут.

— А при томском планетарии идут какие-нибудь научные работы?

— Нет. Это скорее развлекательное заведение для популяризации достижений науки: познавательные фильмы, шоу, стенды и сувениры в интерьере. Серьезная наука давно уже делается не так: самые лучшие телескопы давно летают в космосе. А лучшие обсерватории уж точно не расположены в центре города, где из-за фонарей почти не видно ночного неба: это огромные строения в пустынях, на склоне вулканов или горах, куда не так-то просто добраться. А с небольшого телескопа в центре Томска вряд ли что-то разглядишь. Но, тем не менее, три года назад, в начале 2014 года в одной из соседних галактик была вспышка сверхновой звезды, которую удалось зафиксировать и сделать снимки с помощью оборудования томского планетария. И эти кадры когда-нибудь пригодятся.

— Для чего вообще нужна астрономия?

— Астрономия вообще очень древняя наука. Сотни и тысячи лет назад, без современной оптики, люди все равно вели наблюдения за движением планет, вели учет солнечных и лунных затмений. Кстати, наблюдения древних ученых до сих пор имеют научную ценность и используются современными учеными. Например, когда нужно уточнить и скорректировать сведения о движении каких-то небесных тел или необходимо рассчитать график солнечных затмений, древние сведения очень даже котируются. И чем они древнее, тем точнее полученная с их помощью информация. Потому что, если использовать только новые наблюдения, то выстроенная модель может дать серьезное отличие от реальности. А чисто практическая ценность точных знаний о движении небесных объектов, по-моему, очевидна: предупреждение возможных опасностей, рассчет графиков плодородных сезонов, изменений климата.

 Тяга к звездам: астроном рассказал, есть ли у человечества будущее

— Астрономия – это достаточно сложная информация. Люди готовы воспринимать серьезную науку?

— Люди всегда смотрели на звезды, и им всегда было интересно, что на небе происходит. Так что желающих посетить планетарий и приникнуть к телескопу всегда предостаточно, а когда мы проводим какие-то открытые показы и вытаскивает телескоп на набережную Томи, к примеру, то народ даже выстраивается в очередь к телескопу. А по поводу сложности информации: всегда есть возможность объяснить сложные вещи простым способом, чуть ли не на пальцах. Например, задают вопрос: почему мы всегда видим одну сторону Луны? Да все просто: потому что Луна вокруг своей оси вращается с тем же периодом, с которым она крутится вокруг Земли, а если бы это было не так, то мы бы видели ее всю.

— Что точно на небе может указать каждый посетитель планетария, и какие вопросы чаще всего задают вам люди?

— Точно-преточно все могут найти на небе только ковш Большой медведицы. И все. Все остальные созвездия чаще всего не знают, путают Венеру с Юпитером (две яркие звезды на небе, только Венера появляется утром в одной стороне, а Юпитер вечером и совсем в другой). А вопросы задают самые разные: от того, Земля ли крутится вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли до теории конечности и бесконечности вселенной. Многие люди, под впечатлением просмотров разнообразных лженаучных телепередач спрашивают и рассказывают совсем уж безумные вещи: а вот, мы слышали, что на Луне чьи-то базы, что внутри она полая и так далее.

НЛО, шапито и 13-й знак

— А насколько люди вообще суеверны в том, что касается устройства мира и как часто вам приходится с этим сталкиваться? Все же знают, что астрономия — это «дочка» астрологии. Может быть, и вас просили расчертить «карты судьбы»?

— Да, бывало, что некоторые люди путали астрономию с астрологией, но составлять гороскоп еще пока никто не просил. Даже знаком с одной женщиной-астрологом, которая, кстати, частенько ходит в планетарий. Ну, знаком и знаком… Я в астрологию не верю и в гороскопы тоже. Ведь что такое астрология: это древние зачатки науки, которые суеверия преобразовывают во что-то большее. К примеру, прошлым летом все буквально сошли с ума из-за того, что «вдруг» появился 13-й знак Зодиака, давай составлять для него гороскопы и так далее. А ведь этой новости «новости» как минимум несколько тысяч лет: древние ученые взяли и поделили для удобства на 12 равных частей путь солнца по небосводу, без привязки к созвездиям. И уже потом они эту шкалу обозначили именами созвездий. А самих созвездий изначально было 13. Но Зодиак и созвездия — две большие разницы.

— А вы в Бога верите?

— Нет. Я не видел и не знаю: а где оно, а кто оно? Я верю в человека и считаю, что каждому человеку намного продуктивней верить в себя. Просто чтобы не перекладывать ответственность за свои поступки на высшие силы.

Тяга к звездам: астроном рассказал, есть ли у человечества будущее

— В нашей системе образования многие годы был большой «провис» в преподавании астрономии. Этот предмет вернули снова относительно недавно, причем за это время в школьной программе успела появиться такая дисциплина как «Основы религиозной культуры». Вообще, важно ли преподавать астрономию?

— Астрономию преподавать нужно как раз-таки потому, чтобы меньше засорять мозги всякой мистикой и идеологией. Потому что гуманитарные науки, в том числе и история религий, и литература, и просто история — это больше идеология. А с математикой, физикой и астрономией не поспоришь: вот вам факт, наш мир существует по таким-то законам, вот доказательства. Человек всегда хотел знать, как устроен этот мир. И если не преподавать точные науки, то это стремление упирается во всяческие учения и толкования. И уже оттуда все эти вопросы — а когда «Земля налетит на небесную ось» и ожидание непонятно чего. Эти люди просто недополучили нормальные знания.

— По поводу концов света. Лично я за свою не самую долгую жизнь насчитала не случившихся концов света штук пять, и в последнее время все чаще говорят об угрозе из космоса, падении метеорита. Насколько это вероятно вообще?

— Да ничего нам не грозит. Все потенциально опасные астероиды, которые могут уничтожить цивилизацию, давно изучены и траектория их полета давно просчитана — на Землю они не упадут в ближайшие сотни лет. А вот явления наподобие падения метеорита в Челябинске возможны. Но и тут лучший «предохранитель» от таких опасностей — хорошее знание физики. Знаете, от чего пострадало большинство людей во время падения метеорита в Челябинске? Их посекло разбившимися стеклами, а посекло потому, что они забыли или не знали основные законы физики. Взрывная волна распространяется медленнее света, и если увидел вспышку света, нужно не приникать к окнам, а отойти от них. Или же успеть открыть стекло, или прислониться к стене между окнами, чтобы осколки летели мимо. Элементарная техника безопасности.

— Кстати, о вспышках. Вам часто сообщают о всяких подозрительных «вспышках» и «объектах»?

— Да довольно часто. Над нами и действительно пролетает иногда всякая ерунда. Я уже не говорю о каких-то масштабных вещах вроде МКС или запуска ракет — информацию о них можно найти в интернете. Панику может вызвать и всякая мелочь. Например, часто принимают за НЛО отраженный в облаках зеленоватый свет от тепличного комплекса под Томском. Когда пару лет назад приехал цирк-шапито и включил лазерную установку-подсветку, томичи тоже начали паниковать по поводу «инопланетян». А бывает и совсем смешно: люди принимают за неопознанный летающий объект связку взлетевших высоко воздушных шаров, подсвеченную на сумеречном небе уходящим солнцем. Или китайские фонарики. И такое часто. В общем, с мистикой я не сталкивался, а вот с глупостью — да.

Тяга к звездам: астроном рассказал, есть ли у человечества будущее

Юра, прости?

— Вот уже который год в соцсетях 12 апреля очень сильно распространяется «покаянный» слоган: надпись под памятником Гагарину «Прости нас, Юра, мы все потеряли». Да и писатель-фантаст Рэй Бредбери говорил, что наше человечество упустило свой шанс подчинить себе космос: из потенциальных колонизаторов, завоевателей, будущих «звездных странников» мы превратились в общество потребителей. Вы согласны с этим утверждением?

— Нет. Не согласен, писатель ошибся. Покорение космоса продолжается. Мы готовимся к тому, чтобы покорить Луну, причем по-умному, не затрачивая человеческие ресурсы, а максимально используя для разведки аппаратуру. Точно также готовится колонизация Марса. Уже были посадки аппаратов на Плутон, на комету Чурюмова-Герасименко. Да, исследования идут долго и муторно, но они идут. Тихо, спокойно, рутинно. Да, конечно, Гагарин — икона космонавтики, его имя произносят с придыханием, ведь он был первым. А сейчас космонавтов никто не знает поименно просто потому, что их много. Это такая же работа, как и любая другая. И не надо извиняться перед «Юрой» — не за что. Да, пусть не все мальчишки сейчас хотят быть космонавтами, но этого и не надо — всех не возьмут. Но те, кто хотят, пойдут осваивать космос. Со временем. Мы сейчас в положении европейцев-будущих колонизаторов: чтобы открыть и покорить Америку, нужно построить флот, не рваться раньше времени, а тихо смолить канаты. Так что наш путь в космос еще впереди.

Екатерина Бухтиярова