Источник фото: кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Авторские материалы

Личный опыт: редакция Tomsk.ru — об опыте сдачи ЕГЭ

22:30 / 30.05.17
8329
Мы в социальных сетях:

Вот и наступила самая любимая и долгожданная пора в жизни одиннадцатиклассников (на самом деле нет) — сдача Единого государственного экзамена. В рамках эксперимента ЕГЭ появился еще в 2001 году, а с 2009 стал единственной возможной формой сдачи выпускных экзаменов. Ежегодно с конца мая до середины июня все без исключения выпускники в поте лица ЕГЭ сдают, а ранее прошедшие испытание госэкзаменом (или избежавшие в связи с возрастом) — ожесточенно спорят о плюсах и минусах подобного тестирования.

Исключением не стала и редакция городского портала Tomsk.ru, причем, из шести сотрудников сдачи ЕГЭ избежал лишь один. Ниже — позитивные и не очень воспоминания о едином госэкзамене, а также атмосфере, которая в 99 % случаев окружает ученика выпускного класса.

Юлия Агафонова, корреспондент:

Я сдавала Единый государственный экзамен в 2011 году, когда практика выбора между ЕГЭ и традиционной формой экзамена уже ушла в прошлое (хотя, ГИА по обществознанию и истории я успела сдать еще традиционным способом). Было морально сложно. В основном из-за заявлений учителей о том, что нас ждет очень тяжелое испытание, с которым справятся далеко не все. Да, именно так и говорили. Унывать я не спешила, поскольку давным-давно знала: предметы, нужные для поступления на факультет журналистики в ТГУ, дадутся мне легко. Это русский язык, литература и творческий конкурс по специальности. Но, конечно, не расслаблялась.

С самой осени ездила на подготовительные курсы при университете и дочитывала недочитанное. Помню, что весь класс при такой усиленной профильной подготовке капитально забил на учебу в целом. Были заявления вроде «я не сделал домашнюю работу по английскому, потому что решал задачи по физике, английский мне больше не нужен». На уроках литературы подобные слова можно было услышать еще чаще. Но зато весь класс корпел во время русского языка и алгебры. Ну а как иначе-то: для получения долгожданного аттестата эти предметы были (и есть) очень нужны.

Что меня поражает на данный момент (однако раньше я искренне верила, что так и надо, просто не задумывалась), так это то, что в ЕГЭ по литературе сочинения нужно было писать, используя определенные конструкции предложений и никакие другие, используя определенные образы и метафоры! Ни о каком собственном анализе не могло быть и речи, все четко и загнано в рамки. Имея на данный момент образование на филологической основе, я могу сказать, что это очень грустно.

А в остальном… Больше ничего не вспоминается. Благо, забылось. Многие говорят, что при сдаче ЕГЭ морально давит постоянный контроль, но со мной такого состояния не случилось, потому что нас к этому готовили еще за два года до выпуска. «Одна оплошность — и вас выгонят с ЕГЭ», — говорили учителя. Так что подобная обстановка была, скорее, нормой. Кстати, я не списывала и вообще старалась не выходить из кабинета ни на одном экзамене. Опять же, из-за того самого страха, что внушали нам преподаватели на протяжении нескольких лет.

Если говорить об отношении к ЕГЭ в целом… На этом моменте хочется нецензурно выразиться и поставить точку в этом небольшом рассуждении, добавив, что да, с куда большим желанием я бы сдала свои профильные предметы традиционным способом, когда оценивают твои настоящие знания и то, как ты умеешь их подать, а не бумагу, на которой выведены заученные слова.

Екатерина Горникова, редактор:

ЕГЭ мне довелось сдавать в деревенской школе в 2005 году. Это были три предмета: математика, русский язык и история, плюс экзамены в классической форме — сочинение и ОБЖ. С гуманитарными дисциплинами проблем при сдаче экзамена у меня не возникло. Вот только не с математикой: предмет у нас вела совершенно неопытный учитель, ну и можно представить уровень подготовки.

Собственно, мои впечатления о самом процессе сдачи ЕГЭ абсолютно нейтральные. Кажется, что учителя нас просто больше пугали. Обычный экзамен, на котором нельзя пользоваться телефонами и списывать. Ну и необходимо было предъявить паспорт, в который некоторые «умельцы» умудрялись напихать шпаргалок. Каждый выпускник имел у себя «счастливые» ручки, которые нам массово вручили в школе во время последнего звонка: черная — для заполнения бланков, синяя — для черновиков. Ну и конечно же, тьма наблюдателей, которые тщательно бдели за каждым сдающим.

Один момент, который запомнился мне со сдачи ЕГЭ — как вместе с подругой я решила оставить тетради по сдаваемому предмету в школьном туалете, который, как и во многих сельских школах, располагался на улице. Конечно, мы не учли тот момент, что проверяющие обошли всю прилегающую к школе территорию и наши «запрещенные предметы» изъяли. Нас хотели отстранить от сдачи экзамена, так как тетради были подписаны, но, поскольку воспользоваться ими мы так и не смогли, к сдаче ЕГЭ нас все же допустили. 

Екатерина Грошева, корреспондент:

Единый госэкзамен сдавала в 2010 году, выбирать между классическим экзаменом и ЕГЭ возможности не было. Для поступления в вуз были необходимы три предмета, я писала математику, русский язык, литературу и обществознание. Сразу, как закончился 10 класс, появилось перманентное нервное состояние и постоянные разговоры в духе «не поступлю и пойду на вокзал туалеты мыть». На самом деле, если бы не прошла на бюджет, то замаячили бы сомнительные перспективы. Потому что платное обучение мы не тянули, а опыта не было никакого.

Осознавая все это, уже с лета 2009-го я интенсивно (я бы даже сказала, истерично) готовилась. Запоем читала литературу, обязательную для сдачи ЕГЭ, решала задачки и уравнения, а также тесты по обществознанию. Русский язык всегда знала отлично, не переживала за него совершенно и практически не готовилась: сама ничего не делала, только выполняла задания, которые давали в школе. В школе к ЕГЭ по литературе нас не готовили, поэтому мы наскребли на курсы по подготовке к ЕГЭ по литературе в ТГУ, попалась отличная преподавательница. Признаюсь, характер у нее был просто невыносимый, зато отличный специалист, лучшего я не встречала. Именно благодаря ей я с легкостью сдала литературу и оказалась на третьем месте в области по количеству баллов за этот предмет.

Во время сдачи ЕГЭ оказалось, что больше боялась. А боялась я невероятно. И да, клала пять рублей в кроссовок, наудачу. Все делала максимально честно: отключила телефон и оставила его в сумке на входе в аудиторию, никаких шпаргалок и подавно не было. Сдала очень успешно, получила весьма высокие баллы, видимо, удалось хорошо подготовиться. Когда вскрывала конверты, оказывалось, что я, в принципе, все более-менее знаю, с заданиями справлюсь. Тогда мандраж проходил, я успокаивалась и по-настоящему ловила кайф от процесса. Понимала, что все это один раз в жизни, и надо ловить неповторимые моменты. Кровь кипела уже не от страха, а скорее от удовольствия: я наслаждалась тем, что делаю.

Дважды ЕГЭ сдавала в родной школе (еще дважды — в других), но приходили незнакомые учителя в качестве наблюдателей. И вот эти самые наблюдатели вызывали просто невероятное бешенство. Преподаватели, по всей видимости, абсолютно незнакомые с правилами проведения ЕГЭ, либо играли в гестапо, либо устраивали из экзамена дружеские чайные посиделки. На первом экзамене, закончив работу, я подняла руку и сказала, что все готово. На что учитель реагирует: «Ты должна была молча встать, собрать все со своего стола и принести сюда, а не отвлекать других». Окей, извините. Следующий экзамен, все написала, молча встаю, собираюсь… И слышу истеричный крик, мол, ты нарушила правила ЕГЭ, должна была поднять руку и сообщить, что завершила работу. «Я пойду тебе навстречу и не буду тебя дисквалифицировать, хотя должна, потому что ты нарушила правила ЕГЭ». Также наблюдатели прохаживались между рядами, врезаясь (!) в парты. Можно представить, что происходит, когда пытаешься аккуратно внести ответы в бланк, а в это время чьи-то бедра сносят твой стол?! Был и дружеский треп с учениками прямо посреди экзамена.

Как я уже сказала, сама не списывала и сдавала ЕГЭ максимально честно. Видела, как другие списывают с телефонов, кого-то ловили, кого-то — нет, но никаких дисквалификаций, только «ай-ай-ай» говорили и грозили пальчиком. Позже отличники и медалисты с гордостью рассказывали, как созванивались и списывались со своими репетиторами из туалетов, и те надиктовывали им ответы. Никаких наблюдателей в туалетах, конечно же, не было. 

Я не против ЕГЭ, но против той истерии, которую вокруг него ежегодно создают. Учителя, родители, вся окружающая обстановка давят на выпускника с посылом «не сдашь — жизнь кончится». Отсюда и массовые суициды, депрессии, неврозы. Считаю, что оно того не стоит, и жизнь не кончится, если даже не сдашь и не поступишь в вуз. Но, возможно, я так рассуждаю, потому что мне удалось безболезненно через все это пройти. 

Мария Масляева, корреспондент-стажер:

Свой ЕГЭ я сдавала в недалеком 2013 году. В то лето меня ждали экзамены по математике, русскому языку и литературе. Подготовка к этому «ответственному» моменту у меня заняла весь учебный год: все девять месяцев я тратила свое свободное время и деньги родителей на репетиторов, тесты и зубрежку. Самым страшным предметом для меня была математика. И заветной мечтой для меня было перейти порог в 26 баллов. Помню, я даже вышла в туалет во время экзамена, достала из рукава бумажку с формулами и подсмотрела нужную. Не знаю, это ли мне помогло сдать экзамен, но в июне я получила свои заветные 32 балла, что на целых восемь баллов выше, чем я хотела!

Русский прошел без приключений, а вот на экзамене по литературе пришлось понервничать. По традиции, в середине экзамена я вышла в туалет, чтобы воспользоваться своей шпаргалкой, на которой были указаны имена и фамилии главных героев «Обломова». И тут, в самый ответственный момент, когда я уже вытащила «шпору», в туалет заходит техничка со словами: «Ну, что, списываем?!». Боже, у меня даже сердце в пятки ушло. Но я не растерялась, а начала возмущаться, почему она нарушает мою приватность в туалете. Тогда уборщица извинилась и закрыла дверь, а у меня еще долго после этого мелко тряслись руки.

Если честно, я не понимаю, почему буквально с класса седьмого учителя начинают запугивать детей этими тремя страшными буквами: «Е», «Г» и «Э». В госэкзаменах нет ничего страшного, но ты уже столько ужасов наслушался про справку вместо аттестата, что начинаешь трястись, как осиновый лист, от одной только мысли о процессе. А металлоискатели в школах и учителя-наздиратели еще больше усугубляют ситуацию. И ты заходишь в кабинет уже в полуобморочном из-за ужаса состоянии и пишешь ненавистный экзамен. Ничего, кроме негативных эмоций, сдача ЕГЭ у меня не вызвала. Вас обезличивают, присваивают номер, загоняют толпой в школу и пристально следят за каждым шагом. Как в такой атмосфере можно сосредоточиться и ХОРОШО сдать? К тому же, мне искренне непонятно, как можно сдавать гуманитарные предметы в формате теста и пяти сочинений, на которые катастрофически не хватает регламентированных четырех часов. Мне вот не хватило времени. Я написала все сочинения, но когда начала переносить с черновика в бланк ответы на тест, ко мне подошла учительница и сказала, что если я задержу сдачу бланка на минуту, то мне не засчитают ничего. В спешке в колонке Б11 я написала ответ на вопрос Б12, и наоборот. Потому уже на апелляции комиссия сказала мне, что я правильно ответила на эти вопросы, но из-за того, что записала их в неверных колонках, компьютер не засчитал мои ответы, и добавить мне баллов они не могут, потому что это «исключительно моя ошибка».

Екатерина Бухтиярова, корреспондент:

Я была в числе последних выпускников, которые ЕГЭ не сдавали даже в качестве эксперимента, и честно считаю, что нам знатно повезло. А повезло нам не потому, что ЕГЭ — такой страшный-страшный и сложный экзамен, а потому что, по моему личному мнению, это кивок в сторону учеников-середнячков и сплошное издевательство над теми, кто учится хуже или лучше остальных. Уверена, что ЕГЭ — продукт коллективного сознания средних менеджеров самого среднего звена средних компаний, младших специалистов в команде старших помощников младших руководителей министерств с серыми стенами, дверями и коридорами. Всех этих адептов стандартизации и уравниловки. Иначе то, что происходит, я объяснить не могу.

Поменялось само отношение к экзамену. Мы сдавали не «что-то», мы сдавали «для чего-то», то есть, экзамен был просто ступенькой, через которую нужно было перепрыгнуть, легко и непринужденно, чтобы идти по жизни дальше. Пахать специально, чтобы просто сдать экзамен, было не нужно. Сейчас, судя по впечатлениям уже подросших «егэшников» и ежегодному протяжному вою в соцсетях нынешних выпускников, сдача экзамена превратилась в самоцель.

Мы просто пришли в свою по-летнему пустующую, залитую светом школу, украшенную цветами в честь нас, выпускников. Над нами не торчали камеры, нас не обыскивали на входе, мы даже умудрились поржать и поиграть в «сифу» перед началом экзамена, а потом сели, получили свои листки или билеты и выдали тот результат, который могли. Да, кто-то пытался протащить «шпоры», кто-то просил помощи друга, но даже внезапная неудача на экзамене никому бы не сломала жизнь: всегда была возможность забрать свой аттестат и пойти поступать в вуз, уже вузовской приемной комиссии доказывая свою пригодность. Все как в жизни: упал — поднялся. То есть, выпускники этого года, осознайте — была реальная возможность сдать экзамены на трояки, а потом пойти туда, куда тебе нужно, и уже в вузе блеснуть знаниями так, что вас с руками и ногами возьмут на бюджет. Или, наоборот, бесславно провалиться на вступительных в вуз, имея за спиной 10-летний опыт любимчика, хорошиста и отличника.

Кстати, еще одним серьезным минусом ЕГЭ я считаю отсутствие положительной мотивации, вот именно личностной мотивации для учеников школ на хорошую учебу, и наличие отрицательной. Как-то так получилось, что выпускные экзамены в школе я сдавала, уже фактически являясь студенткой вуза: тогда существовали льготы при поступлении и для медалистов, и для победителей региональных олимпиад по предметам, а я успела и там, и там. Точно такими же льготами при поступлении в вузы воспользовались тогда еще несколько выпускников из моего города. Нехилая такая мотивация для того, чтобы «рвать когти» во время обучения в школе, чтобы потом не париться на выпускных экзаменах, не сдавать вступительные, а все лето «пинать балду» в ожидании 1 сентября, согласны?

Ну, а про отрицательную мотивацию. Тут кому как, но лично меня бы жутко напрягали и даже немножко обижали тотальный досмотр и контроль на ЕГЭ. Терпеть не могу, когда за мной досматривают, особенно тогда, когда этого не нужно: я все знаю и пришла сдавать, чего вы до меня докопались-то? Примерно так. А тогда, когда мне нужно что-то сделать — никакие досмотры не спасут: однажды я, уже в вузе, умудрилась нахально списать тест с двух учебников и конспекта в полностью зеркальной аудитории, сидя на первой парте перед носом преподавателя. Не думаю, что я такая одна, так что строгий надзор на ЕГЭ, по сути, бесполезен против списывания, только что нервничать школьников лишний раз заставляет.

А в итоге-то все результаты ЕГЭ, и честно полученные, и нечестно полученные, просто поступают для сугубо механической обработки в специальные центры, потом уныло распределяются по вузам и так же уныло подсчитываются приемными комиссиями, с учетом приходных баллов и квоты на бюджетные места. Стандартизация и роботизация, школьник как личность исчезает в этом сером потоке.

Нет, конечно, я понимаю, что для подсчетов и многих других вещей это намного удобнее, но не надо забывать, что в 70 % случаев жизнь, карьеру и рабочие отношения «делают» особенности личности, умение ориентироваться в ситуации и ладить с другими людьми. Устные экзамены для испытания не только знаний, но и характера подходят намного больше, даже просто как тренировка внештатных и стрессовых ситуаций на будущее. Например, ты идешь на экзамен, знаешь все билеты, но по закону подлости прямо перед носом преподавателя у тебя выпадает из кармана стопка шпор «про запас». «Тебе сразу «неуд» поставить или по всему курсу прогнать? Выбирай», — смеется преподаватель. И ты выбираешь. Знакомая ситуация? У всех было? Да почти у всех, кто постарше. А у поколения ЕГЭ не было, им это предстоит проходить намного позже, уже в вузах. И по сравнению со студентами «старой закалки» они выглядят как будто заторможенными, что ли. По крайней мере, так говорили сами преподаватели. Так что обезличивание и стандартизация приносит свои плоды, и они не самые прекрасные. Да что там говорить, специалистам приемной комиссии в вузах приходится проводить мини-собеседования с поступающими, чтобы увидеть за бланками живые лица своих будущих студентов.

Максим Карпенко, главный редактор:

Единый государственный экзамен — штука, конечно, абсолютно незабываемая. Даже я, человек очень стрессоустойчивый и уверенный в своих силах, испытывал мощнейший мандраж все пять раз, что переступал порог аудитории для сдачи ЕГЭ в далеком 2010 году.

Да, случилось так, что в моем перечне предметов помимо стандартных русского языка и математики оказались литература, биология, химия и даже физика. Что касается последней, то даже спустя семь лет я не могу внятно пояснить причины подобного выбора. А вот к сдаче биологии и химии привели грезы о медицинском университете. Экзамен по литературе для меня был самым последним (да, физику благополучно прогулял) и, как оказалось в дальнейшем, судьбоносным: именно он принес наибольшее количество баллов среди дополнительных предметов. С мечтами о карьере травматолога я распрощался и благополучно отправился на факультет журналистики, о чем не пожалел еще ни разу в своей жизни.

Весь экзаменационный процесс в моем случае проходил как-то даже слишком правильно и скучно. Я не готовил шпаргалки, не пользовался телефоном, даже не выходил из аудитории. Более того, не был свидетелем какого-то странного поведения со стороны соседей или преподавателей, наблюдавших за нами. Зато в своем варианте по русскому языку встретил около десяти (!) заданий, которые попадались мне в тестовых учебниках. Наибольшие вопросы вызвал ЕГЭ по литературе, а точнее, система распределения итоговых баллов. Стоит пояснить, что за каждый правильный ответ ты получаешь так называемый первичный балл, который варьировался от сложности задания, а потом еще умножался на неведомый коэффициент. Из-за пропуска последнего задания в части C (это развернутое сочинение по одной из трех предложенных тем) я лишился почти 40 % итоговых баллов при стопроцентном результате со всеми остальными заданиями.

Всеобщая атмосфера истерии и психоза, неизменно сопровождающая процесс сдачи Единого и Государственного, зачастую и является причиной периодических завалов даже у очень подготовленных выпускников. Например, одна моя знакомая, которая сдала все необходимые ей для поступления предметы крайне успешно, дважды провалила ЕГЭ по математике (еще в то время, когда он не делился на базовый и профильный), не получила аттестат и потеряла целый год, хотя к алгебре-геометрии готовилась так же активно, как и к остальным дисциплинам. Нашему выпуску в этом плане, опять же, несказанно повезло: учителя не были замечены в нагнетании обстановки, скорее, наоборот: всячески поддерживали и соглашались на внеурочные занятия. Но нужно понимать, что скорее это исключение, нежели правило.

Единый государственный экзамен всегда будет оставаться палкой о двух концах. Есть у системы и минусы, имеются и плюсы, всегда будут сторонники и противники, но ничего лучше пока не придумали. Минобрнауки должно постоянно держать руку на пульсе и работать над сокращением отрицательных деталей ЕГЭ. Учителям же стоит прекратить массовую истерику по поводу «вот не сдадите и все, конец», а максимально помочь одиннадцатиклассникам, у которых впереди самое нервное и мандражное лето. А школьникам остается лишь сделать последний рывок для того, чтобы полноценно вступить в студенческую жизнь. Поверьте, в университете будет легче.

Редакция городского портала Tomsk.ru