Карманные деньги и плата ребенку за помощь в ведении домашнего хозяйства – это две разные вещи. По мнению психологов, ошибка многих родителей заключается в том, что они эти два понятия начинают смешивать, рассуждая по схеме: «И мне будет помощь, и я буду в глазах ребенка хорошим».

Как правило, появление разговоров об оплате «домашнего труда» свидетельствует лишь о том, что правильный момент упущен - на этапе, когда ребенок хотел все делать САМ, ему взрослые активно это запрещали, или говорили: «Ты еще маленький!».

Мы – родители сами, неосознанно, с самого начала подавляем в ребенке самостоятельность. Привычку к ней  нужно формировать в раннем возрасте: уже с года нужно давать ребенку ложку, чтобы он учился есть сам; если ребенок упал, не бежать сразу его поднимать, а дать ему возможность самому подняться и понять к чему приводит неосторожность или невнимательность, особенно это касается воспитания мальчиков. Неудивительно, что потом в зрелом возрасте при появлении каких-либо проблем, мужчины склонны перекладывать ответственность на женские плечи. К сожалению, это все идет из детства – мама была всегда на шаг впереди, не давая своими быстрыми действиями сформироваться осознанности.

Что касается выполнения домашних обязанностей, здесь главное - не упустить этот этап, когда ребенок сам предлагает вам помочь. Ведь на самом деле, в раннем возрасте дети с большим удовольствием моют посуду, расставляют тарелки, стучат молотком, нарезают хлеб или активно принимают участие в замешивании теста. Важно найти правильный подход – общаться с ребенком на равных: вы – партнеры! Со временем «я сам» плавно перейдет в выполнение домашних обязанностей, но они уже не будут называться «обязанностями», а будут скорее проявлением искреннего желания помочь, порадовать, это будет частью жизни, а не каким-то неприятным «надо».

Нынешняя же ситуация, как показал опрос школьников разного возраста, обстоит следующим образом: им задали один и тот же вопрос: «Вы помогаете родителям дома?» Среди 1-2 класса был ответ: «Нам не разрешают!», 5-6 класс: «Нам неохота!». Все дело в том, что сначала ребенку запрещают что-то делать по дому, а потом ему просто надоедает все время просить взрослых об этом, потому что знает ответ наверняка, да и, собственно, зачем что-то делать, когда все давно готово!? Странно тогда удивляться тому, что ребенок не хочет ничего делать дома, а со временем и в школе: взрослые просто не привили ему любовь к труду, не объяснили, что труд – в какой-то степени это проявление заботы о себе и близких!

«А если первоначальный этап упущен? Как же правильно взаимодействовать с ребенком в этом случае?», - спросите вы. Тогда встает вопрос о распределении обязанностей: «Почему все должно быть свалено на маму?». Придется спокойно обозначить приоритеты: «Мне сложно делать все одной, ты устал - согласна, но я тоже устаю, ты учишься, а я работаю. Обязанности нужно разделить по-честному!». Понятие честности дети понимают очень хорошо.

Также рассмотрим еще одну ошибку родителей под названием: «Ты только учись и ни о чем не думай!» На самом деле, такая позиция изначально формирует в ребенке превосходство над родителями. Заметьте, именно превосходство, а не уважение. Своими действиями мы как бы говорим: «Дитятко, не обращай на меня внимания, самое главное – это ты и твои нужды!». Для того чтобы исправить эту ситуацию, необходимо «не задвигать» себя и свои интересы, чаще озвучивать свои желания, потребности, вкусы, приоритеты, свою точку зрения. Вы тоже есть и вы также ценны в этой жизни, как и любой другой человек!

Если этого требует ситуация, то немаловажно также обсуждать с ребенком и моральную сторону вопроса. Обсуждение может происходить по следующей схеме: «Ты хочешь работать/делать, меньше, чем я? Ты собираешься пользоваться трудом других людей? Я правильно тебя понимаю?». Иногда такого рода «холодный душ» хорошо помогает охладить потребительский пыл подростка. Однако в этой ситуации очень важно сохранять спокойствие и безжалостность, и даже не по отношению к ребенку, а по отношению к его убеждению: «Мне все заранее должны!».

Что же касается карманных денег, то это совсем другое – оно никак не связано с выполнением или невыполнением домашних обязательств. Если существует договоренность о выдаче карманных денег, то они ребенку полагаются на основании «заключенного договора». Также психологи отмечают, что карманными деньгами не может являться сдача, оставшаяся после похода ребенка в магазин. Это другое, не приучайте его к тому, что помощь родителям должна как-то оплачивается: «Оставь сдачу себе!» (как консьержу). Для более четкого разграничения, лучше взять за правило: сдача должна в любом случае возвращаться, а карманные деньги выдаваться отдельной от нее суммой.