Tomsk.ru продолжает новую рубрику «Невидимые люди». Журналисты рассказывают о томичах, мимо которых мы ежедневно проходим, практически не замечая их существования, — это кондукторы, уборщицы, строители, сотрудники ДПС и так далее. В прошлый раз мы поговорили с администратором туалета.
«Вам маленький или большой пакетик?», «Что-нибудь еще?», «Возьмите еще вот этот батончик, он по акции», «Наличный или безналичный расчет?», «Не забудьте сдачу». Что-то знакомое, правда? Эти порой раздражающие обращения мы слышим в свой адрес ежедневно, когда доходит наша очередь оплачивать покупку на кассе супермаркета. Корреспондент Tomsk.ru встретился с кассиром Евгенией Тайской (имя изменено), которая уже почти десять лет работает в супермаркете одной из крупных торговых сетей города.
На должность кассира выстраивались в очередь
С Евгенией мы встретились в кофейне. Перед встречей женщина поставила несколько условий: не называть ее настоящие имя и возраст, не уточнять место работы и не описывать внешность и поведение, потому что после публикации материала, который, по ее словам, будет полностью противоречить корпоративной этике компании, ее несомненно уволят.
— Евгения, когда мы с вами договаривались о встрече, вы сказали, что работаете в торговле почти десять лет. Все это время вы проработали на должности кассира или начинали с чего-то другого?
— Начинала с продавца-консультанта, — раскладывала товар в отделе «молочки».
— В молочном отделе, как я понимаю? Но ведь там морозильные камеры… Не мерзли?
— Ну а как вы сами думаете? Мерзла, конечно. Иногда приходилось работать с температурой даже. Самое ужасное воспоминание из этих первых пяти лет работы в супермаркете — вечно обветренные руки. Когда работаешь в помещении, где все время холодно и сыро, не спасают ни крема, ни масла, ни перчатки.
— После работы в молочном отделе вас перевели на кассу?
— Я выжидала очередь. Помню, у нас тогда несколько девочек хотели перейти из зала на кассы. Когда дождалась, начала проходить обучение… Обучение проходило так: садишься, берешь ручку с тетрадкой и смотришь, как коллега-кассир работает, потом она смотрит за тобой и делает вывод, что ты из этого всего запомнила. И уже только потом тебя направляют в офис торговой сети для сдачи экзамена. На экзамене задавали вопросы по работе с кассовым аппаратом, смотрели на скорость работы с ним и отмечали простейшие знания по математике. Были случаи, когда девочки прямо зависали и не могли сосчитать, сколько будет 50 рублей минус 25 рублей. Пора возвращаться в школу.
— А вы, как я понимаю, в школу-то не вернулись? — подмигиваю я.
— Я по образованию бухгалтер, просто вовремя работать не пошла, долгое время сидела дома в декрете с двумя детьми, и потом мой диплом обесценился. Так что у меня с математикой все хорошо, я сдала экзамен и сразу же приступила к работе. И вот работаю уже почти семь лет.
— Работу кассира можно назвать сложной?
— И да, и нет. Если бы вы меня спросили об этом в самом начале, когда я приходила после работы и просто падала без сил, то я бы ответила утвердительно. А сейчас… Все действия выполняются на автомате, ты знаешь абсолютно все, в том числе, как вести себя в стрессовых ситуациях, работаешь в коллективе, где тебя ценят. Так что… Нет, не скажу, что работа сложная.
— А вы весь день сидите за кассой, не вставая?
— Это кто вам такое сказал? Мы совмещаем: какое-то время роемся в зале, что-то раскладываем. Еще есть есть несколько перерывов по 30 минут каждый, обычно их три. А вообще рабочий день кассира длится не меньше 12 часов. Работаем посменно — три через три.
Денежный вопрос
— Говорят, что недостачи, возникшие к концу дня у кассира, перекладывают на него самого. А работа на кассе в супермаркете предполагает еще и быстрый темп работы, внимательность может страдать. У вас были недостачи?
— Хм… Около тысячи где-то… Скорее всего, кто-то получил от меня больше сдачи, чем положено.
— Вас, кассиров, в конце смены проверяют/осматривают?
— Зачем? Мы работаем под камерами. А если вы о том, что мы можем что-то стянуть… В нынешних условиях точно не можем. А раньше, когда еще все не было так оснащено, то да, всякое бывало. Но прям деньги не помню, чтобы воровали. Воровали, например, сигареты. Потом таких сорудников, конечно, уволили.
— А вы сами когда-нибудь брали что-то из товаров?
— Как бы так ответить, — смутилась Евгения. — Да, один раз взяла с кассы «Сникерс» к чаю, деньги за него вернула, но позднее. Так делать тоже нельзя. На этом все.
— Сколько в среднем кассир может «выручить» в конце дня?
— 400 тысяч. У меня бывало и 980. А вот про заработок магазина в целом не отвечу, система устроена так, что мы не знаем о цифрах выручки коллег. Безопасность, сами понимаете.
Будни магазина
— У вас есть свод обязательных корпоративных правил?
— Все как у всех. Приходить вовремя, выглядеть опрятно и четко выполнять должностные инструкции. В подробности специально не вдаюсь, чтобы не выдавать, откуда я, мы же с вами договаривались.
— Припомните какие-нибудь забавные рабочие ситуации?
— Да каждый день забавные ситуации, если их можно считать забавными. То какую-нибудь стеклянную тару разобьют и делают вид, что это не они, дальше продолжают ходить по залу, то отказываются от покупки во время расчета, то отправляют в магазин совсем маленького ребенка, который вообще не способен что-то самостоятельно купить. В случае с разбитыми бутылками подходит охранник и говорит: пройдемте. Вот проходят, он показывает по камере, какие претензии к человеку имеет. Ну и все. Человек либо платит, либо вызывают полицию. На моей памяти такое было однажды. Но там только припугнуть пришлось, и человек сразу же нашел у себя в кошельке, чем можно заплатить штраф. Еще раньше воровали — колбасу, коньяк, молоко. Охранник все это пресекал. Приезжала полиция, стандартная схема. Мы даже фотографии этих воришек на специальном стенде развешивали, чтобы им стыдно было. Украденные продукты, кстати, списывали, на полку ни в коем случае не выкладывали. Сейчас воруют меньше.
— Много несовершеннолетних пытаются купить алкоголь или сигареты?
— И да, и нет. Особенный пик был в 2010 году, тогда прям напролом шли. Стоит, простите, мальчик мальчиком с тонким голоском и утверждает, что ему точно 18, водку ему продайте. Сейчас такое не случается. Это из-за того, что мы у всех спрашиваем паспорта, и они об этом знают. Думаю, легче сходить тогда не в супермаркет, а в какую-нибудь забегаловку, где точно продадут.
— То есть инцидентов со штрафами за продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним в вашем супермаркте не случалось, верно понимаю? Прям ни разу в течение десяти лет?
— Все верно, ни разу.
— Кассир всегда на виду, случаются ситуации, когда с вами флиртуют покупатели или кто-нибудь из коллег?
— Я не позволяю себе флиртовать на работе, так что все с этим спокойно. Коллеги мужского пола придерживаются этого же правила.
— Что вас больше всего раздражает в вашей работе?
— Уже ничего.
Покупатели бывают разные
— У кассира достаточно напряженная работа. Большой оборот денег и общение с людьми. Вам нравится общаться с покупателями?
— Сейчас меня уже ничего не бесит, разве что веселит. Например, раньше меня очень обижало хамство. Честно, я не знаю, как объяснить тот факт, что покупатели очень часто считают тебя ниже по достоинству, если ты обслуживающий персонал. Могут там купюру чуть ли не в лицо бросить, отвечать, закатывая глаза. Или попросить «сбегать за бананчиком». Все время думаю: что? Серьезно? То есть я должна сейчас закрыть свою кассу, встать и пойти тебе за бананчиком? По неопытности реально бегала, сейчас тактично объясняю, что в мои обязанности это точно не входит.
— То есть вам часто хамят?
— Нет. Когда работаешь в одном месте несколько лет, тебя уже узнают. Я нисколько не постесняюсь и заявлю о том, что даже некоторым уважением пользуюсь. Люди приходят, здороваются, на праздники презенты приносят. Но и примеры с бананами тоже случаются, куда без них, но я не обижаюсь, — снова хохочет женщина.
— Вам когда-нибудь высказывали за ваши стандартные приветственные фразы «пакетик нужен», «что-нибудь еще»?
Женщина смеется.
— Вот за «пакетик» точно нет, люди ведь не дураки, это сервис. А вот за «что-нибудь еще», что, кстати, тоже сервис так-то… Да, было дело. Иногда немножечко огрызаются, но мне необидно, это у них уже какие-то проблемы, не у меня.
— Вы дома на автомате эти заученные фразы не произносите?
— Нет, не произношу, не случалось, но вот иногда мне снится, что я работаю… Но, мне кажется, это обычное явление. У вас, наверное, тоже что-то такое бывает.
— Хочется уточнить про постоянных покупателей. У вас с ними складывается какое-то особенное общение?
— Ну какое там особенное общение… Только что приветствия и вот бананчики точно не просят принести, — отвечает Евгения, улыбаясь.
— Напоследок хочется задать очень важный вопрос. Вы чаще находитесь дома или на работе?
— И там, и там. У меня график три через три, все успеваю. И поработать, и отдохнуть, и домашние дела переделать.
Елена Завьялова