Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
Интересное

В Томске создали уникальный дефектоскоп для «Силы Сибири»

11:30 / 17.10.19
2449
Мы в социальных сетях:

Специалисты неразрушающего контроля ООО «Газпром трансгаз Томск» в скором времени получат на вооружение уникальный диагностический комплекс. Оборудование разработали ученые Томского политехнического университета по заказу компании. В первую очередь его планируется применять при эксплуатации газопровода «Сила Сибири», а также при проведении капитального ремонта трубопроводов, которые обслуживает компания. Ученые работали в тесном контакте с газовиками и учитывали все их пожелания.

В Томске создали уникальный дефектоскоп для «Силы Сибири»

Магистральный газопровод «Сила Сибири» – крупнейшая система транспортировки газа на Востоке России и один из ключевых объектов Восточной газовой программы ПАО «Газпром». Программа направлена на создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа, газоснабжения и экспорта газа в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Магистральный газопровод «Сила Сибири» будет транспортировать газ Иркутского и Якутского центров газодобычи российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китай (восточный маршрут) через территорию Амурской области.

На декабрь 2019 года намечен старт поставок газа в Китай. В августе «Газпром» подключил к газопроводу «Сила Сибири» – Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение в Якутии, которое наряду с Ковыктинским газоконденсатным месторождением в Иркутской области станет ресурсной базой для «Силы Сибири». В настоящее время проходят плановые мероприятия по вытеснению азота и наполнению полости магистрального газопровода природным газом.

В Томске создали уникальный дефектоскоп для «Силы Сибири»

Дефектоскопический комплекс необходим для того, чтобы оценивать качество сварных швов на трубах газопровода. Раньше такое оборудование газовики закупали за рубежом. Однако из-за экстремально высоких или низких температур оно часто выходило из строя. В Сибири при контроле внутри трубы температура доходит до +50 градусов, а в морозы опускается до -40. Новая «умная» разработка предназначена как раз для сурового сибирского климата, она способна выдерживать большие нагрузки и контролировать тонкостенные трубы диаметром до 1420 мм.

Разработанный в рамках стратегического партнерства с ТПУ – опорным вузом ПАО «Газпром», дефектоскопический комплекс собран исключительно из деталей российского производства.

«Самоходный диагностический комплекс достаточно мобилен. Необходимо всего полчаса, чтобы подготовить его к работе. Техника универсальна: может вести неразрушающий контроль сварных соединений как внутри, так и снаружи трубопровода. Обслуживают оборудование всего два специалиста», – прокомментировал заместитель начальника центра диагностики инженерно-технического центра «Газпром трансгаз Томск» Павел Петров.

В Томске создали уникальный дефектоскоп для «Силы Сибири»В Томске создали уникальный дефектоскоп для «Силы Сибири»

Для панорамного просвечивания рентгеновский аппарат помещается на самоходную тележку, которая работает на аккумуляторах. Без подзарядки она может проходить до четырех километров трубопровода и проверить не менее 40 сварных швов. Импортные аналоги могут проехать не более двух километров за один раз. При неполадках или низком уровне заряда батареи разработка томских ученых самостоятельно вернется в место старта.

В Томске создали уникальный дефектоскоп для «Силы Сибири»

Результаты обследования фиксируются на рентгеновскую пленку, кроме того, есть техническая возможность использования разработанного дефектоскопического комплекса совместно с системой цифровой радиоскопии для вывода изображения на монитор в режиме реального времени.

Самоходный дефектоскопический комплекс уже испытали в полевых условиях в Парабельском районе и в лабораториях Томского политехнического университета. Сейчас идет сертификация оборудования в системе «Газпром», после чего газовики смогут использовать разработку на своих объектах. Непосредственно к работе дефектоскопический комплекс допустят в начале 2020 года.