Вопрос ливневок в Томске лет 20 как из чисто хозяйственной плоскости перекочевал в плоскость политическую. В управлении городом часто обещали решить вопрос с ливневками. Сначала за 1 миллиард, потом за 1.3, затем к 2019-му сумма выросла до 2 миллиардов. Он, этот вопрос, даже успел обрасти собственной мифологией. И как решение проблемы рисовалась такая картина: богатырем-спасителем от потоков воды на улицах должен был стать некий инвестор. Он придет, возьмет ливневки, все за свои деньги сделает и карман томичей не тронет, и бюджет городской цел. Однако насколько реальна эта теория, какие исследования провели уже сейчас и что делать дальше? Вместе со специалистами ТГАСУ разбираем непростую систему.
Томская ливневка. История вопроса
Ливневка в Томске строится с середины ХХ века. Вплоть до начала 90-х не без проблем, но – исправно эксплуатируется. В середине 90-х система числится на балансе муниципального предприятия «Защита инженерных сооружений», но обслуживать ее постепенно начинает субподрядчик – ООО «Водосток». Сумма на обслуживание системы с тех пор сильно не меняется –11-15 миллионов рублей в год. Серьезно проблема обостряется в середине нулевых. Локально участки дорог и кварталов подтапливает. Потому как ливневая канализация не справляется с талой или дождевой водой. В 2011 году впервые о необходимости восстанавливать и достраивать ливневку заявляет мэр города, Николай Николайчук. Звучит цифра – на приведение системы в рабочее состояние нужно 1.3 миллиарда рублей. В 2011 году на эти деньги можно было построить несколько школ.
После смены руководства города ООО «Водосток» теряет подряд на обслуживание. К обслуживанию ливневок подключается УМП «Спецавтохозяйство». Спустя пять лет – в 2016 году — звучит тот же тезис: «сначала обследование — потом ремонт». В 2019-м снова обнародована та же, что и восемь лет назад, цифра: на ремонт городской ливневки нужно потратить 1.3 миллиарда рублей. К привычному тезису про ремонт теперь городские власти добавляют слово – «концессия». Ливневку нужно отдать инвестору, пусть сам ремонтирует и обслуживает. И думает – как на ней зарабатывать. Не нужен диплом инженера, чтобы понять: в этом бизнесе источник заработка один – потребитель. А инструмент – тариф для этого потребителя. Но пока об этом молчат. У парадной двери в мэрии нет очередей за концессией, как нет и аукционов, понятных схем развития канализации и простого рецепта: как текущая по городским дорогам вода превратится в бизнес.
В 2020 году проблема с ливневками снова достается «в наследство» новой городской власти. И.о. мэра Михаил Ратнер дал поручение: посчитать, сколько денег необходимо на приведение ливневки в рабочее состояние. В недрах профильного департамента обозначили цифру – 1 миллиард рублей. Правда, рядом перестала фигурировать формулировка «ремонт». В пресс-релизе от мэрии города сказано: «перечень мероприятий, которые необходимо выполнить в первую очередь для нормальной работы ливневки».
Уже в 2021 году заммэра по благоустройству Вячеслав Черноус также обозначил наличие проблемы. В том числе они влияют и на срок службы дорог. По его словам, отсутствие ливневок — одна из главных причин, почему в Томске во время схода снега портится асфальт. Об этом в прямом эфире, организованном ЦУРом совместно с мэрией, он говорил в апреле.
Черноус отметил, что в городе должно работать около 250 км ливневых канализаций, однако администрация города обслуживает около 80 км ливневок — остальные бесхозные, их мэрия не имеет права обслуживать. В свою очередь, ежегодно проводятся работы, чтобы эти ливневки оказывались в муниципальной собственности.
«Отсутствие ливневок — ахиллесова пята Томска. <..>Там, где заходим по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги», стараемся чистить, восстанавливать или переоборудовать ливневки, а там, где делается ямочный ремонт, есть проблема: фактически ремонт сделали, а через год уже все», — пояснил вице-мэр.
Ремонт ливневки — в теории и на практике
В 2019 году мэрия Томска через профильный департамент заказала экспертам ТГАСУ исследование состояния городской ливневой канализации. Короткий бэкграунд – до 2019 года в городе активно ремонтировались дороги по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги», построено несколько новых микрорайонов, расширяли улицы, строили новые. И все это делалось без понимания: куда потечет и куда вытечет дождевая и талая вода?
В ТГАСУ составили не только карту ливневок, но и разработали цифровую модель развития сети с перспективой на развитие города до 2030 года. Однако по-прежнему вопрос остается незакрытым. Специалисты строительного вуза предположили почему:
Причина первая. Система ливневой канализации была спроектирована еще в 50-60-х годах прошлого века. И основная ее часть строилась в далекие советские годы. Даже с учетом перспективного расширения города, потенциал мощности, который гарантировал бесперебойный водозабор с территории старого Томска, уже не может в полной мере удовлетворить потребностям современного города.
«Для ливневой канализации очень важным показателем является площадь водосбора. Одно дело, когда вода бежит по грунту, впитывается в него и уходит в нижележащие слои – в грунтовые воды. Другое дело – благоустроенная территория – это асфальтирование, организация парковок, организация прилегающей территории к домам… Они создают колоссальные объемы водосборного бассейна, – говорит ректор ТГАСУ, Виктор Власов. – И за счет того, что раньше площадь была одна, на которую попадал дождь, и ливень, и с этой плоскости вода попадала в ливневку, но сейчас эти площади кратно возросли. Это выводы специалистов вуза, которые проводили исследования. Насколько эта площадь сейчас возросла? Сложно сказать. Нужно проводить детальное обследование, понимать, считать. Одно могу сказать: когда вся система строилась, в 70-х гг., она подразумевала один объем водосбора, а теперь этот объем увеличился кратно, и поэтому систему нужно модернизировать».
Причина вторая. Согласно исследованиям специалистов ТГАСУ, некоторые районы до сих пор не подключены к системе ливневой канализации. Отталкиваясь от их же данных, общая протяженность ливневок составляет 192 километра, при протяженности городских дорог в 797 километров. Не подключенными к центральной системе водоотведения до сих пор частично остаются районы Черемошников, Степановки, Воскресенской горы, часть Иркутского тракта. Фактическое отсутствие системы ливневой канализации на огромной площади «полумиллионника» — получается, не такая уж и маленькая проблема.
На территории Иркутского тракта из-за отсутствия какого бы то ни было водоотведения регулярно затопляет подземные переходы, водные потоки размывают и без того некачественные дороги, а о погребах частных домов, по весне переполненных талой водой, лучше всего знают сами жители.
Причина третья. Как предполагают эксперты, несогласованные действия коммунальных служб приводят к тому, что город потерял уже более 200 водоотводящих колодцев, посчитали специалисты ТГАСУ. Подрядчики, выполняющие ремонт дорог на территории города, не получают карту расположения водоприемных колодцев и закатывают их в асфальт вместе с решеткой. От забитых и не выполняющих свои функции ливневок решили избавляться самым простым и нетрудоемким способом: их попросту засыпают и так же закатывают в асфальт.
Причина четвертая. Линейные сооружения не подвергались полной очистке на протяжении нескольких десятков лет. Причина все та же – нехватка средств. По данным мэрии, на содержание ливневок в год сейчас тратится около 26 млн рублей. Этого хватает лишь на прочистку самых запущенных участков и весенние кампании по освобождению канализации от обледенения. По оценкам специалистов ТГАСУ, для комплексной модернизации и полного ремонта городу только на первый этап потребуется более 1 млрд рублей. А для воплощения плана перспективного расширения, который представил архитектурно-строительный университет, потребуется еще около 2 млрд рублей. Мэрия предлагает выход в виде договора с концессионером. В мае 2011-го французкий концерн «Виолия Вода» взяла на обслуживание систему водоснабжения и канализации Томска, депутаты Думы Томска утвердили инвестпрограмму. Но это была отдельная история. Согласно программе, компания через свою «дочку» должна была вложить больше 1 миллиарда инвестиций в систему водоснабжения. На Думе менеджеры компании отчитались – вложено 200 миллионов в реконструкцию насосных станций и другие объекты. А потом – в 2014-м компания «Виолия» ушла из Томска. А это бизнес питьевой воды, один из самых прибыльных бизнесов в Европе, потому как платит за него конечный потребитель. То есть население. Теперь вернемся к идее концессии на ливневку. Кто оплачивает ее обслуживание? Сегодня – городской бюджет. Ни в одной квитанции за коммунальные услуги у томичей такой строчки нет. А если концессия? Как будет окупаться этот бизнес для инвестора? Очевидно, за счет тарифа.
«Для того чтобы все сработало, должно быть задействовано множество сторон — инвесторы, подрядчики, строители, заказчики, департамент, местная и областная власть и все остальные. Надо создать целую программу развития ливневой канализации. Должны быть изменения и в законодательстве, потому что сейчас, чтобы подключиться к ливневой канализации, вам ничего не нужно платить. Построили дом, вырыли колодец, и все – вы подключены. Такого быть не должно», – заявляет проректор ТГАСУ по научной работе Павел Елугачев.
Будущее цифровой модели ливневой канализации
Сама по себе ливневая канализация хоть и выглядит чем-то незамысловатым, устроена довольно сложно. По городу расходятся ветви труб, выходящих на поверхность и, как правило, закрытых прямоугольным люком с отверстиями для приема дождевой воды. Жидкость, попадая в колодец, перетекает в основную трубу, диаметр которой увеличивается вплоть до пересечения с коллектором, куда и осуществляется слив. А оттуда вода попадает в открытый водоем. На территории Томска таких водовыпусков – 17.
«Несколько лет назад ТГАСУ уже привлекался к разработке цифровой модели ливневой канализации и, помимо прочего, спроектировал перспективные схемы развития ливневки. И нам очень жаль, что город не пользуется тем, что мы спроектировали. Сказать по правде, в департаменте даже лицензии на использование виртуальной платформы нет. Т.е. даже если бы они захотели увидеть нашу разработку, это было бы невозможно без специального программного обеспечения».
По словам Виктора Власова, город фактически обманывает своего жителя, а цель создания виртуальной модели остается в ее создании. Т.е. никакого практического применения у нее нет. А как можно использовать модель? Самый очевидный вариант – с ее помощью можно отслеживать наиболее проблемные участки и направлять силы на исправление ситуации. При правильном подходе использование виртуальной карты позволит синхронизировать действия работников коммунальной сферы, исключить перспективные потери и восстановить уже потерянные решетки дождеприемников. Детальная карта сетей линейных коммуникаций позволит спрогнозировать нагрузку на определенные участки при обильных осадках и весеннем таянии снега. Другими словами, расширить необходимые участки во избежание переполнения коллектора. Способов использовать цифровую модель – не один десяток.
«В департаменте необходимы специалисты, которые могли бы заниматься этим вопросом. Нужно создавать отдельное направление, нужны программисты, нужно лицензионное программное обеспечение, нужны диспетчеры, чтобы они могли смотреть, какие ветки в каком состоянии, какие поросли грязью, а какие вовсе утрачены? – говорит ректор ТГАСУ Виктор Власов, – Перед ТГАСУ стояла задача создать цифровую 3d-модель, которая легла бы в основу ИСОГД (ИСОГД — Интегрированная автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности. – Прим.ред.). Это система поддержки градостроительной деятельности, она наполняется разными слоями и ресурсами, которые помогают эффективно управлять городом, – это дороги, электросети, водопроводы, теплотрассы и т. д.».
А куда стекает вода?
Вопрос экологии в деле с ливневками стоит особняком. Сама по себе вода с ливневок без особой очистки сбрасывается в реку. А в этой воде – остатки бензина, мазут, химреагенты с дорог. Много чего еще. В идеале каждый коллектор должен быть оснащен водоочистными сооружениями. Но самая большая боль городской ливневки, по словам специалистов, это незаконные врезки. Как правило, врезки канализационные. Сколько их?
Согласно данным исследования ТГАСУ, в 5 из 17 водовыпусков предельно допустимые концентрации взвешенных веществ превышают норму. На одном из водовыпусков количество вредных выбросов в 22 (!) раза выше нормы. Незаконные врезки зафиксированы в Академгородке, на ул. Белинского, на ул. Алтайской и Сибирской, большое количество врезок находятся на территории Заистока — улиц Источной, Татарской и Московском тракте. По предварительной оценке специалистов, на ликвидацию несанкционированных врезок в сети ливневого водоотведения городу необходимо потратить 181.4 млн рублей.
Профессиональное сообщество и все томичи не могут допустить превращения ливневой канализации в услугу, за которую будут платить томичи. Но и игнорировать дальше эту проблему нельзя. Эксперты ТГАСУ считают, что необходима разработка полноценной модели и включения в федеральную программу по развитию инфраструктуры. Такие программы сегодня существуют. Но они требуют от представителей муниципальных властей полноценного и доработанного проекта. Без привлечения федеральных денег решить проблему томской ливневки невозможно.