Источник фото: Юлия Колчанова
Авторские материалы

Волшебница из страны 1OZ: как выпускница ТГУ Юлия Колчанова приучила Кремниевую долину к хорошему кофе

09:01 / 03.03.22
7443

Юлия Колчанова готовится к открытию уже четвертой кофейни «1 Oz Coffee» в Калифорнии

Мы в социальных сетях:
Студенческие годы – одна из вех, определяющих жизнь человека, а общность по отношению к вузу – повод для гордости. Где бы ни оказались выпускники Томского госуниверситета, какой бы профессиональный путь ни выбрали, Томск для них – alma mater. В третьем сезоне проекта «Выпускники ТГУ» мы собрали истории, как учились и с чего начинали люди, связавшие жизнь с предпринимательством и IT.

Выпускница Томского госуниверситета Юлия Колчанова готовится к открытию уже четвертой кофейни «1 Oz Coffee» в Калифорнии. Комьюнити томичей в Кремниевой долине называет ее местной «звездой малого бизнеса». Как знание географии помогало развиваться в кофейном деле, сколько стоит начать свое дело в американской IT-столице и почему Юлия любит возвращаться в Томск — в специальном проекте Томск.ру.

Первопроходцы «цифровой» географии

Я из маленького городка, расположенного неподалеку от Томска – Анжеро-Судженска. Ближайшими городами, где можно было поступить в приличный вуз, были Кемерово и Томск. У меня всегда хорошо получалось общаться с людьми, поэтому я подумывала о факультете психологии в каком-нибудь из университетов. Но… старшая сестра моей подруги поступила в Томский госуниверситет на геолого-географический факультет, приехала вдохновленная: туризм наше все! И я поступила туда же «на туризм».

«Мы жили в общежитии-«семерке» рядом со стадионом «Буревестник». Раз в день  обязательно выходили на природу, заряжались. Для нас это было «место силы», как сейчас любят говорить. Классно, что в Томске природа так тесно сочетается с урбанистической застройкой. Томск вообще удивительный город – он маленький и компактный, но потрясающе насыщен всем, что нужно для жизни, – классная инфраструктура, куча кафе и ресторанчиков, университеты, парки».

Первая практика у нас была в Хакасии, и наш замечательный преподаватель Вадим Валерьевич Хромых рассказал про новое направление на факультете – ландшафтоведение. Это было начало 2000-х, тогда, мне кажется, в Томске все хотели работать в «нефтянке», туда шли многие ребята-геологи с нашего факультета. Ландшафтоведение мне показалось перспективной, но менее суровой наукой, чем геология. Изучение различных природных зон, ландшафтов, почв помогало определять в том числе и источники полезных ископаемых. Я этим загорелась и поменяла специальность. Дальше сфокусировалась на электронном картографировании: мы помогали нашим профессорам оцифровывать карты, сверять их на местности и строить новые – в основном для Томска и окрестностей. Чувствовали себя немного первопроходцами: понятие электронных карт только-только появилось, тот же ГуглМэпс возник лишь в 2005 году и выглядел как бумажный атлас.

«Уникальная особенность учебы на ГГФ – это наши невероятные практики. Три недели в палатке, в очень теплой атмосфере, в прекрасных местах! Например, вторая практика была на Алтае на плато Укок, расположенном на границе с Казахстаном, Китаем и Монголией. Жили прямо у границы, на берегу маленького озера, изучали природу, ландшафты, климат, ездили на ледники, вечерами песни пели под гитару. Все преподаватели горели своим делом. Интересно, что многие из них отличались большой любовью к России, и в речи прослеживалось это отношение… Россия-матушка! Со многими преподавателями до сих пор общаемся через Инстаграм».

Наука и искусство кофе

К старшим курсам у меня стало появляться больше свободного времени, и я задумалась о подработке. Случайно от знакомых услышала – маленькая кофейня на Дворце спорта («Буланже») набирает персонал. Я пришла  и, честно говоря, влюбилась в директора Людмилу Викторовну Леонову (Максикову). Благодаря ей я с головой ушла в мир кофе. Никогда не представляла, что кофе может быть таким интересным,  нереально вкусным продуктом, сочетать в себе столько науки и искусства! Особенно мне, как географу, было интересно влияние различных климатических факторов и зон на вкус кофе: очень большая разница, собрано зерно на солнечном или теневом склоне вулкана, в Южной Америке, Азии или в Африке, в сухом климате или влажном, высоко в горах или в предгорьях. До работы в «Буланже»мне казалось, что кофе — это всего лишь приятный утренний ритуал: заварил, размешал и готово. Сейчас я вижу в этом целый другой  мир.

Я увлеклась настолько, что хотела и дальше расти в этой сфере, готовилась к чемпионату бариста. Но так получилось, что мужу-программисту, работавшему в томском офисе американской компании F5, предложили переезд в Америку. Был 2008 год. На тот момент я два года как окончила вуз, но по специальности работала совсем немного – на нашла интересных для себя вакансий. Подумала: вау, ну в Америке-то я точно реализуюсь в основной профессии! Планировала, что по приезде в США буду заниматься геоинформационными системами в ГуглМэпс.

Проблема была в том, что я всю жизнь учила немецкий язык, на английском могла общаться только на бытовом уровне. Решила, что пойду в колледж, возьму курсы по английскому и по географии (ее-то я хорошо знаю! А на понятной теме легче учить язык). Но за 1,5 года учебы  поняла: очень скучаю по хорошему кофе! Парадокс, но в центре Кремниевой долины, куда мы переехали, его не было. В наличии имелся только кофе из «Старбакс» и его аналоги, который понимающему человеку невозможно пить. В общем, все это время жила без кофе и постепенно склонялась к тому, что нужно открывать что-то свое. Так я стала брать в колледже бизнес-классы.

«В Америке кофейни на каждом шагу – американцы ритуально спешат в кофейни и пьют с утра кофе. К сожалению, в большинстве кофеен кофе представляется до сих пор в основном как коктейль из  сладких химических сиропчиков, большим количеством молока и жженого кофе (чтобы в этом напитке хоть как-то выделялся вкус зерен). В Кремниевой долине мы спустя полтора года нашли лишь одну итальянскую кофейночку с достойным продуктом – в городке Пало-Алто, там, где находится университет Стэнфорд. Не удивительно, что в ней всегда тусовалось очень много наших русскоговорящих, в том числе и томичей.

Я решила, что для начала нужно поработать в местной кофейне, и устроилась в то самое заведение в Пало-Альто. В принципе, ситуация внутри бара была примерно такая же, как в России. Было одно интересное культурное отличие: когда приходил груз, девчонки сами таскали тяжеленные коробки, а парни могли в это время болтать с посетителями. Тогда это очень бросилось в глаза, ведь у нас мужчины обычно гораздо бережнее относятся к женщинам.

Параллельно я присматривала помещение для кофейни. Кремниевая долина – это плотно населенная территория, где находятся офисы ведущих мировых IT-компаний, недвижимость там очень дорогая, для малого бизнеса найти что-то очень сложно. А нам критически важно было проходное место и при этом за разумные деньги, потому что кофейный бизнес в Америке все-таки низкомаржинальный. Мы как-то сравнивали свои показатели с российской сетью «Дабл би», у них маржа была 20-25 %, у нас – около 6-10 %, и мы не могли понять: что делаем не так? Начали общаться с разными консультантами, и все говорили: подождите, для кофешопа в Америке 6 % — это прекрасная средняя прибыль!

Стандартная чашка капучино в американских кофейнях стоит 4,5-5 долларов.

Так как достойное  помещение найти было очень проблематично, мы начали 1 Oz Coffee в 2012 году с кейтеринга  —  приезжали в офисы или на частные мероприятия, устанавливали наше оборудование и готовили наш вкуснейший кофе на месте. Первый кейтеринг я делала прилично беременная – мы ждали тогда нашего первого сына, Рому. Первые заказы получали по сарафанному радио – наши знакомые ребята из местных кофебаров рекомендовали нас, если кому-то из их постоянных посетителей нужен был кофе на выезде.

«Вложения в «передвижной бар» составили менее 20 тысяч долларов, со всеми лицензиями и оборудованием. Открытие кофейни стоило уже раз в шесть больше. Бюрократии там тоже хватает, но есть бизнес-ассоциации, где тебя могут бесплатно проконсультировать бизнесмены, вышедшие на пенсию. Там же можно получить кредиты под маленькие проценты – если докажешь жизнеспособность своей идеи».

Одним из наших постоянных клиентов на кейтеринг была компания, которая владела множеством офисных зданий в Кремниевой долине. Когда они презентовали новые площади потенциальным арендаторам, звали нас – мы ставили свое оборудование в тех офисах, и люди могли осматривать помещение с чашкой вкусного кофе в руках, это создавало уютную атмосферу, и такие здания лучше запоминались и быстрее продавались… В 2014 году они купили в округе Санта-Клара очередной бизнес-центр, внутри которого для отдыха был разбит прекрасный природный ландшафт и установлен павильон с диванчиками и столиками. Нам предложили его под кофебар. Несмотря на то, что место было совершенно непроходное, мы решили рискнуть, так как вложения были минимальные, конкуренция там почти отсутствовала, офисов вокруг было много, а территория совершенно уникальная. Я была уверена, что все получится. Открылись мы  в 2016 году, и буквально за полгода у нас сформировался устойчивый поток посетителей, в будни к нам стекались люди из всех окрестных офисов, а в выходные приезжают со всей Долины. Спустя еще год мы нашли отличное помещение в самом центре Долины, на проходной улице в Маунтин-Вью, и открыли вторую кофейню. Проделали огромную работу, чтобы утвердить и показать себя, и сейчас бренд 1 Oz Coffee в Долине ассоциируется именно  с хорошим качественным кофе.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы открыть третью кофейню – тоже в Санта-Кларе, но в другом районе, ближе к университету – все же тянет меня к ним! А также арендовали помещение в городке Хантингтон-Бич (чуть южнее Лос-Анджелеса) для кофейни мечты – с видом на океан…»

«С мужем мы познакомились в  университете, он тоже окончил ТГУ (ФПМК), сейчас он  работает менеджером в «Майкрософте». Он хороший стратег, математик, помогает мне с цифрами, схемами, подсказывает правильные рабочие стратегии. Я все же больше про работу с людьми: как построить команду, как воодушевить людей, как двигать среди них идею 1 Oz Coffee… Сейчас в команде 17 человек, ребята очень любят кофе и ценят работу у нас. Я радуюсь тому, что большая их часть со мной с момента открытия первой кофейни».

Достопримечательности «в центре ничего»

Мы не думали переезжать в Штаты навсегда,  нам было классно в Томске, но было, конечно, интересно посмотреть, как живут люди в другой стране. Так незаметно получилось, что задержались тут уже больше чем на 13 лет…

Когда муж еще работал в томском офисе F5 Networks, американская делегация периодически приезжала в Томск. Гости шутили про нашу местность – in the middle of nowhere (в центре ничего), но в результате всегда были очень довольны: красивый город, вкусная еда и, конечно, прекрасные девушки!

Сейчас мы стараемся бывать в России хотя бы раз в год-два, и обязательный пункт путешествия – приехать в Томск, пройтись по Университетской роще, напитаться энергией знаний…

Самая большая достопримечательность Томска – это, конечно, студенты и профессорский состав. Когда своим друзьям-американцам рассказываю о Томске, всегда подчеркиваю: где вы еще на таком маленьком пятачке можете увидеть шесть университетов, а на улицах города в большинстве своем либо учащуюся молодежь, либо обучающих их профессоров. У нас есть близкий друг – племянник Мелани Гриффит и Антонио Бандераса, я с ним училась в колледже. Наслушавшись моих рассказов, он загорелся идеей посетить Россию. Когда после колледжа поступил в университет Лос-Анджелеса, одним из предметов было изучение городов и стран и практика на выбор, посещение одной из них. Он выбрал нашу страну. В Томск, к сожалению, не заехал, но неделю путешествовал по Транссибу – от Москвы до Иркутска, еще и зимой. Привез шикарные воспоминания!  Сказал, что самую лучшую пасту в мире он пробовал в Иркутске на Байкале.

Интервью записано 08.01.2022


Университет без границ — интерактивный медиапроект о выпускниках ТГУ. Большие достижения, интересный путь и благодарность к альма-матер: читайте потрясающие истории на сайте проекта.