Источник фото: Tomsk.ru, avito.ru, архив
Истории

Профессорские квартиры пронизаны историями. Томская деталь: жилые флигеля ТПУ

22:02 / 04.07.22
4661

Во время строительства ТПУ предусмотрели жилье для преподавателей

Мы в социальных сетях:

Подъезд №2, квартиры 7 – 9. Не каждый томич, пробегая по проспекту Ленина замечал такие таблички на дверях корпусов Томского политехнического университета. А висят они там с конца XIX века – с момента появления института. Что же это за квартиры и кто в них жил – нам рассказала городской гид и директор музея «Профессорская квартира» Екатерина Кирсанова.

Пятиметровые потолки, 200 «квадратов» жилой площади и современная система канализации, вентиляции и отопления – такие условия предлагал приезжим профессорам Томский технологический институт. Квартиры строили прямо в учебных корпусах.

«Далеко не все хотели ехать в Сибирь преподавать в Технологический институт. И, например, в физическом корпусе были только три квартиры, потому что квартира занимала целый этаж. В советское время их стало девять, потому что их разделили, но все равно это были очень приличные по размеру квартиры», – рассказывает Екатерина Кирсанова.  

Квартир немного, и в большинстве из них до сих пор живут потомки томской профессуры. Но иногда квартиры выставляют на продажу. Так, несколько лет назад, на «Авито» появилось объявление о продаже жилья в корпусе №3. Там до сих пор сохранились разные элементы со времен постройки: старинный камин, лепнина и вентиляционные решетки.

«Кроме того, что это просто огромные квартиры, это еще и образец европейской архитектуры. Вообще весь это квартал горожане называли «Европейским». Он был со своим автономным освещением, даже ночью горели фонари, мощеный, с красивыми высаженными деревьями. Во всех корпусах и жилых флигелях была спроектирована технологически совершенная система вентиляции, система канализационная, водоснабжения, электричества. И даже своя котельная. При этом для удовольствия и для дополнительного обогрева в квартирах были камины. Еще раньше были прямые переходы из парадных в аудиторные корпуса. Можно было, выйдя из квартиры, и пройдя парадную часть, войти в корпус. Правда сейчас они уже замурованы».

«Это был момент шика, комфорта, пафоса, что мы в Сибири делаем такой европейский город образования, просвещения и не жалеем средств и денег для того, чтобы лучшие архитекторы и лучшие строители создавали для приехавшей в Томск профессуры комфортные условия жизни», – уточнила Екатерина.

В этих квартирах жили самые именитые профессора свеого времени. В том числе известный геологи и писатель Владимир Обручев. Одна из квартир даже была предоставлена сыну Лаврентия Берии, когда тот был эвакуирован в Томск. Самым известным «квартирантом» был Борис Вейнбенг – выдающийся ученый, который планировал открыть в Томске кафедру воздухоплавания и аэродинамики, ради чего даже ездил в командировку в Америку, чтобы перенять опыт братьев Райт.

«Это был очень яркий человек, с каким-то непревзойденным чувством юмора. В своей квартире он устраивал знаменитые на весь город приемы. Даже описывалось в томских газетах, как на приемах у Вейнбрега принимали. Что там с трех часов начинали собираться к обеду гости, и за столом прекрасная кухня перемежалась остротами и каламбурами хозяина. А потом это завершалось в кабинете, где  шум-гам затихал и начинались  выступления разных поэтов, писателей, например, Шишков читал там свои произведения. Такой литературный салон получался».