Источник фото: Святослав Зырянов/Tomsk.ru
История одной профессии

«Ты должен сиять изнутри»: томский актер Данила Дейкун о «служении» театру, работе с головой и импровизации. История одной профессии

15:11 / 01.06.23
3915

Общаемся с актером Томской драмы о его профессии

Мы в социальных сетях:

Мы на Tomsk.ru очень любим театр и активно про него пишем. От рецензий и афиш до итогов года — все это можно найти у нас. Поэтому пропустить такой праздник как День театра мы не могли физически. Мы разговаривали с разными театральными деятелями: с Дмитрием Гомзяковым в рамках проекта «Культурный тренд», с Виталием Федоровым и Натальей Гитлиц в «Истории одной профессии», и вот пришло время продолжить этот цикл.

Сегодня покажем вам интервью с томским актером Театра драмы Данилой Дейкуном. В профессию он попал еще в начале нулевых, когда ему было 18 лет. В театр его устроила бабушка, чтобы парень не слонялся по улице без дела. Там Данила работал осветителем, а через три года его взяли на роль гвардейца в постановке «Сирано де Бержерак», после чего молодой актер начал активно учиться ремеслу.

С Данилой мы поговорили про роль театра в современном мире, о том, как важно любить свое дело, и зачем уходить, когда не нравится. И не стоит пугаться летнего вида нашего героя, ведь интервью писалось именно летом. Перед вами история одной профессии.

АКТЕРОМ Я РАБОТАЮ С 18 ЛЕТ. Все удивлялись, что я никогда не менял место работы. Но это происходит только тогда, когда человека что-то не устраивает. А мне выходить на сцену очень нравится, это приносит мне удовольствие.

С ГОДАМИ ТЫ НАЧИНАЕШЬ ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО ТЕАТРУ ТЫ СЛУЖИШЬ. Я занимаюсь своим делом, своим ремеслом, я действительно служу. Потому что для работы с 11 утра до 11 вечера нужны очень сильные внутренние мотивы. Когда мы выпускали «Короля-оленя», то было ощущение, что ты работаешь исключительно на силе воли. Я приходил домой, утыкался в подушку и вырубался. Просыпался утром и шел обратно в театр.

ТЫ ДОЛЖЕН СИЯТЬ ИЗНУТРИ. Актер — это фигура, человек, который несет людям со сцены жизнь и энергию. Если я ничего не могу дать зрителю, мой внутренний фонарик потух, то делать мне в этой профессии больше нечего.

ЕСЛИ УХОДИТЬ В ЭТУ РАБОТУ, ТО ТОЛЬКО С ГОЛОВОЙ. По-другому никак.

КОГДА НЕ ВИДИШЬ СЕБЯ В СПИСКЕ НА НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ, то становится сначала немного грустно. Но если ты до этого много работал, то и отдохнуть от больших постановок не помешало бы.

ВСЕГДА НУЖНО УМЕТЬ ВЫДЫХАТЬ. И отдыхать. Особенно в конце насыщенного сезона. Приходит момент некоего переосмысления, начинаешь разбираться в произошедшем, понимаешь, что твоя карьера пополнилась крутыми актерскими работами, которые отмечали критики. Это мой актерский рост, и в этом году он был очень серьезным, но я чувствую в себе еще очень сильный потенциал. Мне хочется играть, нести свое творчество людям и получать этот обмен энергией и эмоциями.

ХОРОШИЙ ТЕАТР ВСЕГДА БУДЕТ АКТУАЛЕН. Он всегда поднимает проблемы сегодняшнего дня, вопросы человеческих отношений, любви, ненависти и грехов. Это живые переживания. Например, кино — это неживая история. Ты снял один кадр, и он навсегда останется таким, а театр всегда будет разным.

Я НЕ МОГУ СЫГРАТЬ ДВА СПЕКТАКЛЯ ОДИНАКОВО. Слово могу другое использовать, чуть мизансцену поменять, чуть не так ответить партнерше. И из этих «чуть» складывается вообще все. Разумеется, у меня есть рисунок роли, образ, который я не могу не соблюдать, но момент импровизации всегда остается. И хороший актер способен включается в нее по щелчку.

АКТЕР ДОЛЖЕН ОСТАВАТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛОМ. У вас могут быть с коллегой конфликты, но если ты вышел на сцену, то забудь все, оставь это за ней. Ты должен делать свое дело. Но могут быть и неприятные люди, которые выносят личные обиды на сцену. Мне такие встречались, но все равно приходится выпутываться и взаимодействовать.

МОЛОДЫЕ АКТЕРЫ ОБЫЧНО НАЧИНАЮТ СО СКАЗОК. Это такой жанр, где ты можешь максимально проявить свою фантазию, показать то, насколько в тебе есть талант, который можно развивать. Если режиссер это в тебе видит, если ты пашешь, и у тебя горят глаза, то это будет подкупать. После сказки дадут небольшую роль, и так постепенно будешь доходить до главных героев. Это очень системный момент. Но бывают и исключения.

ТАЛАНТЛИВЫЙ АКТЕР РАСКРЫВАЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ПЯТИ ЛЕТ. Ориентировочно. Именно столько лет ему нужно, чтобы раскрыться, это минимальный срок. Это время, когда он набирает «мяса». Потому что всему, чему учат в институте, нужна практика.

Я ПОЛУЧАЮ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ КАЖДОЙ РОЛИ. Есть, конечно, спектакли, где мне не нравится персонаж, у меня может быть с ним внутренний конфликт, но я в любом случае выхожу и делаю. Ищу положительные моменты в любой своей роли, даже если мне не нравится спектакль.

АКТЕР ДОЛЖЕН ЗАПОМИНАТЬ ЛЮБОЙ ОПЫТ. У нас всегда должен быть какой-то жизненный багаж. Я запоминаю ощущения от любой жизненной ситуации, будь то радостные или грустные моменты. Даже на похоронах я могу стоять у гроба и запоминать чувства. Это мерзко звучит, но это так.

РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР ДОЛЖЕН СУЩЕСТВОВАТЬ, но все упирается в репертуарную политику. Если она правильная, то такой театр всегда будет иметь популярность. Разовые проекты — это тоже хорошо, но минус в том, что это на один раз.

СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР ДОЛЖЕН ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ ТЕХНИЧЕСКИ. Классные технологии позволяют делать по-настоящему классные спектакли.

ВСЕМ НУЖНО КАЙФОВАТЬ ДРУГ ОТ ДРУГА.

ВНЕ СЦЕНЫ МЫ ВСЕ ЖИВЕМ С ЮМОРОМ. Любим подкалывать друг друга. Без юмора актер точно не сможет, без самоиронии жить нельзя. Я считаю, что человек, у которого ее нет — неимоверно грустный. Если ты не можешь посмеяться над собой, то у тебя очень больший комплексы, а в нашей профессией их быть не должно.

КОГДА АКТЕР НАЧИНАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ПОЛНУЮ СВОБОДУ В СПЕКТАКЛЕ, когда с него спадает премьерный груз ответственности, то он может начать импровизировать и подкалывать своего партнера прямо на сцене. Зритель, конечно, этого не понимает, а нам весело.

ПОЛНОЦЕННО СПЕКТАКЛЬ РОЖДАЕТСЯ К СЕДЬМОМУ ИЛИ ВОСЬМОМУ ПОКАЗУ.

Я НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА ЛЮДИ ХАЛТУРЯТ. Когда ленятся и не хотят нормально работать, не терплю непрофессионализм. Это вещи, которые убивают театр: лень и дилетантизм.

В ТЕАТРЕ ВСЕГДА ВАЖНО ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ.

БОЛЬШЕ ВСЕГО В МОЕЙ РАБОТЕ МНЕ НРАВИТСЯ ВЫХОДИТЬ НА СЦЕНУ. Чувствовать отклик зрителя. Как в «Адвокате дьявола»: «Тщеславие — мой любимый грех» (смеется).

ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВИТСЯ — ПРОСТО УЙДИТЕ. Не стоит мучиться и сидеть в телефоне. Не надо этого делать. Мы живем одну жизнь, так что не тратьте время на то, что вам не нравится.

ЗВОНОК ВО ВРЕМЯ СПЕКТАКЛЯ — ОСКОРБЛЕНИЕ МОЕЙ ПРОФЕССИИ. Или громкие разговоры в зале. Все это хорошо слышно нам на сцене, и  это очень сильно выбивает из себя.

НЕТ НАСТРОЕНИЯ ИДТИ В ТЕАТР? ТОГДА НЕ СТОИТ ИДТИ В ТЕАТР. Такие люди разрушают атмосферу и нарушают энергетический обмен.

ТЕАТР — ЭТО КОЛЛЕКТИВ, тут такая же жизнь, мы такие же люди, как и все остальные. Просто разница в том, что мы свои чувства выставляем напоказ. Мы проживаем несколько жизней. И поэтому те, кто говорит, что быть актером — легко, выучил текст и пошел, могли бы и сами попробовать. Играть на струнах своей души — это сложно. Но в этой сложности и кроется главный кайф.