Российское образование сегодня подвержено постоянным изменениям: новые законодательные акты, проекты, комплексы по его преобразованию — все это вызывает у простых наблюдателей один вопрос: для чего оно необходимо? О том, какие вызовы сегодня стоят перед отечественным просвещением, как поменялась и будет меняться роль учителя и почему педагог сегодня — это совместитель разных профессиональных навыков, а еще умелец в использовании генеративного искусственного интеллекта — корреспондент Tomsk.ru поговорил с проректором по образованию Томского государственного педагогического университета Мариной Садиевой.

Учить предмет не ради предмета
Марина Станиславовна, предлагаю начать с того, что в нашей стране уже довольно много изменений в системе образования. В частности, Правительство России разработало и продолжает вносить изменения в национальную стратегию развития образования. Она затронет все сферы: начиная с дошкольной, заканчивая подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре. Как вы считаете, а что сегодня нужно конкретно школьному образованию?
На наш взгляд, конечно же, ключевые изменения должны затронуть не только содержание образования — то есть чему учить, но и то, как учить. То есть затрагивать методологию, философию образования. Нам нужно перейти от трансляции знаний к формированию компетенций. Об уходе от знаниевой парадигмы к развитию гибких навыков говорится уже, в принципе, не первый год, но мы понимаем, что пока вся механика, вся система настроится на новый подход, пройдет довольно много времени. Поэтому, я считаю, что в новой стратегии обязательно должен быть этап формирования компетенций, формирования способности к самообучению, к постоянной работе с информацией. Это первый момент.
Второй заключается в том самом индивидуальном, персонализированном подходе. Потому как на сегодняшний день — будь это школьный период, период обучения в колледже, техникуме или даже университете, обучающийся на каждом из этих этапов расценивает свою будущую успешность не только с точки зрения того набора компетенций, а еще и квалификаций, которыми он будет обладать после выпуска. Потратить сегодня, например, в системе высшего образования пять лет только на один профиль — неэффективно. Точно также и в школьном образовании: у нас порой дети опережают взрослых по набору компетенций.
Почему? Потому что их интерес, их инициатива впитывает много всего другого, чего иногда не бывает в школьных учебниках. Так вот, когда система школьного образования помимо базиса будет слышать конкретные индивидуальные запросы ребенка и оперативно на них откликаться, то тогда мы сможем говорить о том, что в моменте выпуска из школы у нас будет профориентированный, мотивированный и понимающий свою дальнейшую траекторию развития человек. Опять же, все это обсуждается уже не первые десятилетия, но, возможно, с каждым витком нашей экономики появляются новые требования и аспекты.
Третий момент. Я считаю, что точно должно быть обновление содержания образования. Во-первых, это про интеграцию в содержание основ цифровой грамотности, кибербезопасности, искусственного интеллекта, проектной деятельности. И здесь важна методика проектного обучения — когда ребенок учит предмет не ради предмета, а ради того продукта, который он сможет создать в итоге реализации проекта. Ведь, согласитесь, порой бывает смещение акцента только на сдачу ЕГЭ при изучении предмета. Но ведь сдача госэкзамена — это очень важный шаг. Я бы сказала, что это переход, своеобразная дверь для входа на следующую ступень образования.
Но в то же время, намедни мы беседовали с первокурсниками нашего университета. Спрашивали: «Есть ли те дисциплины на ЕГЭ, к которым вы готовились ответственно и которые вы сдали, но теперь вы к ним не возвращаетесь?». На что они ответили утвердительно. Тогда возникает вопрос: смогли ли они предметное знание включить в свою дальнейшую профессиональную деятельность, а возможно и в цепочку создания какого-либо продукта?
Понимаете, здесь нам важно не перейти грань, а перестроить систему так, чтобы она была настроена не только на успешную сдачу единого госэкзамена, а на формирование конкретных предпрофессиональных компетенций.
Мы ожидаем, что обсуждаемая на разных уровнях стратегия, закрепит все эти тренды на государственном уровне. Потому как обсуждения, которые ведутся много лет, но не ложатся в регламентирующий документ, никак не станут работающим механизмом. Поэтому, однозначно должны быть стандарты цифровой образовательной среды, должна быть ставка на обновление инфраструктуры, должен быть акцент на непрерывное повышение квалификации педагогов. Ведь все очень мобильно, если мы ежечасно не будем обновлять контент, с которым учитель выходит к школьникам – мы будем опаздывать всегда.
А какой вклад в формирование этой стратегии вносит наш педагогический университет?
Безусловно, Томский государственный педагогический университет является экспертным аналитическим центром в сфере образования. Наши учёные-практики постоянно участвуют в экспертных советах, разрабатывают модели внедрения инноваций и проводят апробацию новых методик. Но главное: они готовят кадры, которые в ближайшем будущем выйдут на рынок труда и будут предлагать обновленный педагогический контент, методику преподавания в сегодняшнюю школу.
Параллельно с национальной стратегией, в России реализуется и пилотный проект по обновлению системы высшего образования. Сейчас идет апробация в пяти университетах, но уже в 2027 году на новые методики работы и обучения перейдут все учреждения высшего образования. Меняется ли сегодня система высшего образования в педагогическом университете? Как мы изменяем образовательные программы?
Здесь, наверное, несколько аспектов. Это организационные и содержательные моменты.
С организационной точки зрения, мы ждем итоговых изменений в федеральное законодательство. Дабы работать уже не в экспериментально-правовом режиме, а в текущей деятельности перестраиваясь на внедрение новой модели. Каждый университет сейчас формирует «пилотные программы» в ответ не только на потребности региона в кадрах, но и в ответ на потребности отрасли или индустрии – потому что мы федеральные университеты.
Исходя из этого, нам нужно точно понимать, какие программы реализовывать. Как менять содержание, как обновить уже имеющиеся образовательные программы. Для меня очень важным является посыл про то, что в ходе подготовки педагогов мы формируем профессиональное сообщество тех, кто несет знания.
Возникает вопрос: какое знание надо нести? Чуть раньше мы с вами уже говорили, что мы можем нести знание исключительно ради предмета. Соглашусь, на определенном этапе это ценно, это фундаментальность, базовая установка, без которой дальше невозможно работать. Но мне кажется, что каждый ребёнок, а ещё больше – его родители, ратующие за его счастливое будущее, думают о том, как он будет свои знания предъявлять, использовать в дальнейшем. Как эти знания встроятся в его профессиональную деятельность, как они позволят обеспечить ему высокое качество жизни.
И если через преподавание предметов, через знания мы будем доводить до каждого ребёнка то, как физика встраивается в технологическую цепочку, как благодаря ей можно создать высокотехнологичный продукт, то тогда ценность предмета будет трансформироваться в профессиональную деятельность.
Пилотный проект – действительно про пересмотр содержания образования, когда предмет не просто ради предмета, а предмет работает в связке с продуктом, который создается. Это во-первых.

Во-вторых. Не любой продукт будет востребован. Нам нужен такой, который в своей основе будет иметь фундаментальную науку. Только тогда мы сможем сказать, что этот продукт устойчив на концептуальном уровне, он не является маленьким сервисом или инструментом, который очень быстро устареет.
Этот продукт, о котором мы хотим рассуждать с нашими сегодняшними школьниками, глядя на их деятельность и успешную жизнь через десять, пятнадцать, двадцать и тридцать лет, мы понимаем одно. Продукт должен быть точно востребован промышленностью, а ещё лучше, если он будет востребован мировыми рынками. И тогда мы можем говорить, что продукт, ради создания которого изучают дисциплины, действительно изменит экономику страны и тогда изменится качество жизни каждого человека.
Резюмирую: когда будет глобальный заход, который уже сейчас набирает обороты, тогда можно говорить о перестройке высшего образования. И наш университет, в том числе, смотрит на содержание того образования в подготовке будущих учителей, которое бы формировало у них широкое межотраслевое профессиональное мышление.
То есть, университет сейчас выступает как активатор таких компетенций?
Задача университета сейчас, во-первых, состыковать фундаментальную науку, прикладные разработки, пилотный проект, коммерциализацию, промышленность, запрос мирового рынка. Состыковать эту цепочку с предметными областями, которые изучают наши студенты: математику, физику, историю, литературу и иностранные языки. Далее: подумать о том, на каком возрастном этапе и каким образом это знание донести до ребенка, и этой методике научить будущих педагогов.
Учить, любить и понимать
Марина Станиславовна, многие считают, что сегодня профессия педагога становится малочисленной и даже непопулярной. Но, согласно показателям приемных кампаний в педагогических вузах, ситуация довольно оптимистичная. Какой сегодня – первокурсник Томского педагогического университета?
На начало этого учебного года в университет зачислено более 600 студентов на бюджетную основу обучения. Набор на платную основу еще продолжается. К нам поступили студенты из 56 регионов России и 18 стран.
Буквально в начале сентября мы запустили проект «Томский педагогический: стартуем вместе». В нем весь проректорский корпус и деканы встречались с первокурсниками, знакомили их со спецификой университета. Было очень много дискуссий с ребятами, включая и те, которые касались их выбора учебного заведения. Мы выслушали их ожидания от обучения, познакомили их с возможностями нашего университета.

К нам пришли ребята с навыками организации мероприятий. И уже здесь мы можем говорить про имеющуюся у них педагогическую составляющую, общественную деятельность, которая у них, безусловно, насыщенная. Поступили активные ребята, с «горящими глазами», идущие за идеей. Они понимают, что педагогическое образование сегодня – это не только школьные уроки. Это образование за счет искусственного интеллекта, за счет интернета, за счет всего того, что выходит за стены образовательных организаций, в иные территории.
Мы с ними очень много говорили и про легализацию трудовой деятельности. Потому как некоторые из них уже имеют репетиторский бэкграунд. С упоением про него рассказывают. Мы относимся с пониманием, но подчеркиваем, что этот опыт будет актуален еще совсем чуть-чуть. И если они хотят, чтобы он трансформировался в профессиональную деятельность, квалификацию, дабы выйти на рынок труда, то университет создан для приобретения этого.
Пришли ребята, которые начинают мыслить про здоровую и продолжительную жизнь. Пришли те, кто интересовался медициной, но выбрал педагогический университет, потому что считают, что исключительно за счет фармакологии длительной и продолжительной жизни не достигнут. Здесь нужен ЗОЖ, физкультура, спорт.
Пришли те, кто говорит о том, что нам нужен иностранный язык, так как здоровая, продолжительная жизнь, в том числе может быть создана, если использовать практики или технологии, созданные в других странах. Но это невозможно без знания языка.
И для меня это радостно, поскольку ребята размышляют не просто о знании предмета. Они начинают видеть свой профессиональный путь и, соответственно, свою образовательную траекторию, включаются в целом в жизнь общества и в те производственные процессы, которые есть в нашем вузе, в нашем регионе.
А что им помогло такими стать? Наверное, школа. А еще совокупность цифровых технологий и их умение «летать» в этом мире. Они могут переключаться с одного мира на другой, используя гаджеты. Быстро включаться, быстро думать. Удивительно, но они не мыслят только про счастье в моменте. Они мыслят о том, что придя в университет, они хотят получить портфель компетенций и квалификаций. И пускай он будет не только из социальной отрасли. Но мы с вами понимаем, что в любой сфере бывают задачи совершенно разные, из абсолютно разных плоскостей.
И если развиваться только в одной отрасли, то ты попадаешь в «отраслевой колодец». Ты умеешь и можешь решать задачи, зная только нормативные документы, экономику, определенный культурный код и социальные связи. Имея это, ты не будешь междисциплинарным специалистом. Нам всем необходимы – и наши первокурсники это отчётливо понимают – находиться в разных технологических цепочках, чтобы быть успешными.
Ведь мы с ними обсуждали, где в той же медицине – педагогика? По их мнению, врачам нужны не просто навыки коммуникации, ведь если их не развивать, проблему «перенасыщения» поликлиник и стационаров – не решить. И вновь приходили к тому, что важно разбираться во многом. И здорово, что такое понимание есть у наших будущих учителей. Мне очень интересно в сегодняшних первокурсниках то, что они мыслят не на уровне предмета и одной должности. Они понимают: рынок труда и система его разделения куда более динамична, чем было еще несколько лет назад.
Поэтому, перед нами стоит большая задача: мы должны подготовить тех ребят, которые будут видеть себя и в производстве, и в промышленности, и в экономике, и в школе будущего. Сложная задача. Здесь важно рассуждать и обсуждать об этом вместе с ними. Ведь, кто, как ни они – скажут нам о том, в каком будущем они хотят жить? Если мы нарисуем им образ нашего будущего, он их вряд ли заинтересует.
Поэтому, всегда необходим диалог. Наша задача – выслушать ребят и очень качественно, эффективно соединить их запросы с фундаментальной наукой, промышленностью, работодателями не только Российской Федерации, но и мира.
То есть, в части подготовки педагогов мы уже давно ушли от узкой специализации, и теперь педагог – это не только человек, стоящий у доски?
Мы однозначно про междисциплинарность, про надотраслевое мышление, про тех людей, которые несут знания. А что такое – нести эти знания? Мы, как родители, несем знания. Как учителя, как преподаватели, как управленцы – мы несем знания. Поэтому, учитель – это хорошая должность, дающая богатый профессиональный опыт.
Тот, кто работал воспитателем в детском саду, тот, кто работал учителем – таким специалистам, действительно, уже не страшны многие вопросы. Поэтому, работа педагогом – это прекрасный старт. Ведь, в целом, думая о том, как будет меняться система общего образования в ближайшие тридцать лет, мы понимаем – будет трансформироваться и роль учителя. Если мы сейчас будем обучать наших студентов тому, как работают учителя сейчас или работали пять-десять лет назад, то наша система образования начнет буксовать. Да, мы делаем и будем продолжать формировать широкое мобильное профессиональное сознание у наших студентов.
Все для того, чтобы они сами выстраивали новый образ учителя. Но, при этом, усваивали традиции, классику – это столпы в педагогике, от которых невозможно и нельзя отказаться.
Помогать развитию человека
Понятно, что трансформация образования невозможна и без современных технологий. Вы уже упомянули, что среди таковых есть искусственный интеллект. Как я понял, вы считаете его полезным инструментов в педагогической деятельности. Почему?
С моей точки зрения, искусственный интеллект сегодня — это и не друг, и не враг, а новый мощный инструмент, подобный появившемуся когда-то калькулятору или интернету. А роль его зависит от того, как мы его используем и будем применять дальше. Если для нас ИИ — это друг и помощник, то он берет на себя рутинную работу.
Ведь, мы уже давно пришли к тому, что в процессе совещания делаем аудиозаписи, которую потом, с помощью специальных ресурсов, ботов, переводим в текстовую вариацию. Если мы проводим мероприятие, и нам необходим в оперативном порядке протокол — мы тоже доверим эту работу ИИ. И после проверяем и относимся. Все это — про шаблонные вещи, порой однотипные задания. И в деятельности учителя подобное тоже есть: создание индивидуальных задач, проверка тестовых работ, подготовка раздаточных материалов. Здесь главное, что такое решение высвобождает время учителя на творческую и воспитательную работу.
Если мы говорим, что ИИ — это враг, то подобное применимо при его неправильном использовании. Он не готовый ответ на любые вопросы, он не даст нам причинно-следственных связей и логики, ее нужно выстраивать самим. Поэтому, если мы не будем критически осмысливать продукты ИИ, то это обязательно навредит развитию самостоятельности мышления.
Безусловно, сегодня ИИ играет большую роль в трансформации образования. Благодаря ему, мы очень хорошо двигаемся к адаптивному и персонализированному обучению. Прекрасно, что сейчас за счет ИИ мы можем совершенствовать задания разного уровня сложности, подстраиваться под запросы целевых аудиторий.
Мы понимаем, что у нас есть дети с разными нозологиями, есть профильные классы, есть талантливые и одаренные дети. На сегодняшний день это разнообразие особенностей детей позволяет нам, в совокупности с использованием ИИ, ускорять процесс трансформации и персонализации процесса образования.
А готовите ли вы будущих учителей к использованию ИИ в своей деятельности?
Разумеется. У нас есть специальная дисциплина, которая является частью «ядра» высшего педагогического образования. И мы внесли серьезные коррективы в ее содержание. Мы прекрасно понимаем, если тридцать лет назад в рамках этой дисциплины можно было изучать устройство офисного пакета и рассуждать о конструкции компьютерной мыши, то сегодня этого недостаточно и нецелесообразно. Мы рассказываем и прорабатываем с ребятами вопрос о том, как использовать ИИ в образовательном процессе.

Это и про геймификацию, про визуализацию, про цифровую безопасность. Дисциплина читается у нас практически на всех направлениях и профилях подготовки. Дополнительно с этим, мы уже не первый год работаем с Высшей школой экономики в рамках зеркальной лаборатории по использованию ИИ в образовании. Проводим совместные исследования, рассказываем о них в профессиональном сообществе. Будем продолжать эту работу и дальше.
Не боитесь рисков? Ведь ИИ может создавать и проблемы: сколько в истории нынешнего высшего образования было прецедентов с использованием этого инструмента для написания дипломных работ. Есть ли здесь этическая проблематика?
Конечно, это вопрос этики и предвзятости алгоритмов. ИИ создан на основании данных, которые туда загрузили люди. Мы понимаем, что таким образом ИИ может усилить разные стереотипы: например, расовые или гендерные. И, соответственно, это может привести к необъективным рекомендациям алгоритмов. Если бы ИИ изначально наполнили другой информацией – входящей – то все этические вопросы смотрелись бы по-другому.
Разумеется, есть риск потери авторства и присутствие академической недобросовестности. И то, с какой легкостью теперь обучающиеся могут создавать работы, основанные на алгоритмах ИИ, ставит перед системой образования новый вызов. Вызов к пересмотру системы оценивания.
Есть риск и цифрового неравенства. Не у всех учеников сегодня есть равный доступ к использованию подобных инструментов. Поэтому, мы можем показывать им этот ресурс как один из существующих в нашем мире — как и, например, калькулятор.
Но все в нашей жизни ИИ никогда не решит.
Завершая наш разговор, хочу резюмировать нашу беседу и спросить вас: какой сегодня, на ваш взгляд, современный педагог?
Это навигатор в мире информации. Мотиватор, который зажигает интерес к познанию. Лидер с высоким эмоциональным интеллектом. Новатор, который не боится экспериментировать в своей работе, в том числе – и с технологиями.
Профессия педагога — это вечная профессия. Ее суть — передача опыта, воспитание, человеческое общение. И даже самый совершенный искусственный интеллект точно не сможет заменить доверительный разговор. Ведь вовремя увидеть грусть в глазах ребенка, вдохновить его собственным примером, дать совет, идущий от сердца, может только человек. Педагог.
Технологии сегодня только изменяют его инструментарий, но они никогда не отменят высшей цели его работы — помогать развитию человека.