О бизнесе, решающем социальные проблемы, говорить сложно, так как все понимают его по-разному. Для кого-то это оксюморон – невозможно и людям помогать, и прибыль получать, помощь должна быть бескорыстной. Кто-то, наоборот, верит, что такой бизнес существует, для него даже название специальное есть – «некоммерческая организация». Но и это не совсем верно. Истина рядом и она очень проста: есть бизнес, есть сфера деятельности (социальная), в которой бизнес получает доход, и есть социальная проблема, которая именно благодаря деятельности этого бизнеса решается (хотя бы частично).

В июле 2019 года наконец-то был принят законопроект, который выделил социальное предпринимательство в отдельную область малого и среднего бизнеса. Согласно закону, социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Кроме того, принятый закон предусматривает возможность адресной финансовой, имущественной, информационной, консультационной господдержки для предприятий, включенных в единый реестр социальных предприятий. Также возможно оказание содействия в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов и выставок.

В Томске при поддержке Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области и Фонда развития бизнеса в октябре 2019 года было создано сообщество для инициативных и неравнодушных предпринимателей, которые либо уже являются социальными, либо только планируют осуществлять один из социальных видов деятельности. Также к сообществу активно присоединяются некоммерческие организации, готовые сотрудничать с предпринимателями и развивать свои направления.

Сообщество начало работу только в октябре, а уже в ноябре был проведен первый форум социального предпринимательства «Больше, чем бизнес», объединивший более 300 предпринимателей, НКО и просто неравнодушных к данной теме граждан.

До 2019 года у данного сектора экономики не было законодательно закрепленного названия, не было четких границ в работе предпринимателей и некоммерческих организаций в социальной сфере. А сейчас, когда представители власти обратили на этот важный и развивающийся сектор внимание, и пока нормативные акты, регламентирующие процесс получения статуса социального предпринимателя и конкретных мер поддержки, еще разрабатываются, предпринимателям нужно объединиться и сделать так, чтобы их потребности были услышаны.

Как показал опрос, проведенный Научно-исследовательским бизнес-центром в сентябре-декабре этого года, больше всего действующие социальные предприниматели нуждаются в информационной и финансовой поддержке. Половина опрошенных организаций не знала о принятии закона и новом статусе, поэтому информационная поддержка как никогда актуальна. На вопрос об инвестиционных потребностях предприниматели отвечали, что для развития им необходимы инвестиции на приобретение, улучшение или расширение площади, на создание доступной среды и на продвижение и автоматизацию. В опросе приняли участие 51 индивидуальный предприниматель и 51 общество с ограниченной ответственностью из г.Томск, г.Северск, а также сёл Первомайского, Бакчарского и Томского районов Томской области.

Перспективы развития социального предпринимательства в настоящий момент выглядят очень многообещающими. А при грамотном выстраивании взаимодействия между коммерческим, некоммерческим и государственным сектором в вопросах решения социальных проблем региона, возможно достижение максимальных результатов. И результаты эти должны измеряться не цифрами, а настроением и самочувствием людей, чья жизнь улучшилась благодаря совместным усилиям.

Если и вы желаете присоединиться к сообществу, выразить свое мнение о наиболее востребованных формах поддержки или рассказать о тех трудностях, с которыми вы сталкиваетесь в развитии своего проекта, какие инвестиции помогли бы вам эти трудности преодолеть и вывести бизнес на новый уровень, то заполните анкету.