Источник фото: Tomsk.ru, ТГУ
Подкасты

Подкаст Томск.ру: ТГУ через 100 лет

11:35 / 27.03.19
840
Мы в социальных сетях:

Каким станет образование через 100 лет? Будет ли оно иметь схожие черты с тем, классическим, которое представлено в Томском госуниверситете на данный момент. Как внешне изменятся учебные корпуса вуза? Что будут преподавать и на каких факультетах. Подумать на заданную тему мы попросили, в частности, студентов Томского госуниверситета.

«Мир вокруг нас стремительно изменяется. Философы и футурологи говорят, что человечество неуклонно движется к так называемой точке технологической сингулярности, когда научно-технический прогресс станет настолько быстрым, что основная масса людей просто не сможет за ним уследить. Всего двадцать лет назад не существовало смартфонов, а сейчас они есть практически у всех. Пятьдесят лет назад люди и представить себе не могли, что можно иметь дома персональный компьютер, да ещё и носить с собой тонкий и легкий ноутбук. Под влиянием этих изменений находятся все сферы человеческой жизни: от культуры до экономики. И конечно же, образование тоже.

Каким станет образование через 100 лет? Подумать на заданную тему мы попросили студентов Томского госуниверситета. Подробнее — в опросе Tomsk.ru.

Подкаст Томск.ру: ТГУ через 100 лет

Высшее образование в XXI веке

Некоторые изменения в сфере высшего образования уже произошли. Например, вектор внимания, ранее направленный на преподавателя, стал поворачиваться в сторону студента. Современные университеты, одним из которых, безусловно, является Томский государственный университет, обращают своё внимание на успешное всестороннее развитие личности студента, предлагая ему актуальные задачи для решения и множество активностей  как во время занятий, так и вне их. Эту индивидуализацию образования отмечают как устойчивый тренд специалисты The New Media Centers Horizon, которые подготовили отчёт «Высшее образование – 2017», где обозначили основные пути развития высшего образования на пять лет вперед.

Еще одной особенностью современного университетского образования становится способность к сотрудничеству на глобальном рынке. Лучшие мировые университеты образуют содружества, предлагая своим студентам двойные дипломы и оплачиваемые стажировки в другой стране. Также повсеместно происходит внедрение новейших компьютерных технологий и переориентация на практические навыки, которые понадобятся будущим специалистам непосредственно в работе.

Сегодня основной задачей университета становится обучение студентов тому, как жить в эпоху лихо изменяющихся цифровых технологий, как ориентироваться среди моря фейковых новостей и проверять информацию. И без внедрения новых образовательных практик в таком деле не обойтись.

Новейшим трендом в университетском образовании XXI века является смешанное обучение — добавление в программу массовых открытых электронных курсов, или, сокращенно, МООК. Полезность этого направления в процессе обучения отмечают как студенты, так и преподаватели. Сочетание классических лекций и коротких видео, содержащих «самый сок» вместо бесконечного потока теоретической информации, дает интересный результат. Кроме того, электронные курсы позволяют студенту самостоятельно формировать расписание, заниматься в любое время суток и в любом месте, лишь бы был интернет  да смартфон под рукой.

Подкаст Томск.ру: ТГУ через 100 лет

Преподаватель нового типа

В атмосфере столь масштабных изменений вынужден меняться и преподаватель. Теперь от него требуют гибкости, креативности и умения быстро разбираться как в новых технологиях, так и в массовой культуре. Современные студенты столь сильно включены в бурный информационный поток, что у них совершенно не остаётся сил на что-то морально устаревшее, и вот уже преподаватель на лекциях использует в качестве примера героев «Игры престолов» или «Черного зеркала».

Преподаватель нового типа частично шоумен, частично менеджер. Он должен и задействовать студента в активностях, не давая скучать на паре, и найти время для того, чтобы ознакомиться с новинкой в сфере высоких технологий — новым планшетом, или специальной интерактивной доской, какие уже давным-давно есть даже в школах. Более того, фигура преподавателя в значительной мере теряет ореол авторитарности. Уже мало кто диктует строго дозированную информацию под запись, предпочитая направить мысль студента в новое русло и мягко помочь ему искать самостоятельно, ставить неожиданные вопросы и сомневаться. Молодые преподаватели видят для себя возможность научить студентов критическому мышлению и позволить ему сформировать собственную жизненную позицию.

Подкаст Томск.ру: ТГУ через 100 лет

ТГУ столетие спустя

Студенты Томского госуниверситета отмечают, что университет использует все вышеперечисленные тренды, постепенно делая классическое образование более гибким и современным. Каким ТГУ станет целое столетие спустя? Однозначно более технологичным, удобным и красивым. Вполне вероятен поворот к европейской системе образования. Аудитории наверняка обзаведутся футурологическими гаджетами с функцией голографического изображения, а простые лекции могут превратиться в настоящее шоу с дополненной реальностью. Возможно появление новых интересных факультетов, где будут обучать специальностям, которые сейчас мы даже не можем себе представить. Может быть, ассистировать на лабораторных занятиях будут роботы? А сам преподаватель будет избавлен от бесконечной бумажной работы с отчётами, планами и прочими невероятно важными документами? Все это вполне реально, более того, кое-что становится объективной реальностью прямо сейчас».

Подкаст Томск.ру: ТГУ через 100 летПодкаст Томск.ру: ТГУ через 100 лет