Источник фото: Tomsk.ru
Подкасты

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области

19:59 / 16.04.20
5068

Надежда Вялова известна в Томскойобласти и далеко за ее пределами

Мы в социальных сетях:

Уникальный подарок природы, выдающийся по масштабам, самобытной красоте и значимости для экологии планеты, находится на территории Томской области. Рядом с нами.

Надежда Вялова известна в Томской области и далеко за ее пределами. Ее бабушка была ханты — представителем одного из коренных малочисленных народов Севера. Они испокон веков жили на Васюганском болоте. Живет Надежда Брониславовна под Каргаском. Уже во взрослом возрасте она стала интересоваться культурой хантов, вырезать из бумаги целые картины на народную тематику и сочинять сказки на основе их мифологии. На примере своей семьи она рассказала, как жил этот народ в советское время.

Слушать подкаст:

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области

О семье

Моя мама была наполовину ханты — у нее и походка была враскачку. Люди говорили: «Словно с кочки на кочку прыгает». Ее отца и моего дедушку репрессировали в 1942 году: донесли, что у него в садке задохнулось семь центнеров рыбы, хотя на самом деле ничего подобного не было. Мама была очень строгой: иначе она бы не удержала семью из восьмерых детей. Я была самой старшей, поэтому рано стала нянчить сестер и братьев. Никогда не помню, чтобы мама была хозяйкой в доме: она всегда работала. С отчимом они рубили сучки на лесоповале, уходили в пять утра и возвращались поздним вечером. Меня в семь лет отдали в интернат народов Севера, а когда стала постарше, забрали — нужно было помогать с младшими детьми.

Об интернате народов Севера

День рождения у меня в самом начале сентября. В интернат меня привезли буквально за пару дней до семилетия. Многие детей туда отдавали позже, иногда с девяти лет. Все выходные мы тоже проводили там: домой нужно было ехать 50 километров на лошадях, поэтому нас забирали только на каникулы. Многие ребятишки пытались сбегать: не знаю, как у других народов, а хантам нужно много личного пространства. Они не могут, как русские, быстро подружиться между собой.

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области

Нам запрещали говорить на родных языках — только на русском. Из-за этого даже однажды случился конфуз. Помню, привезли мальчика-селькупа, он, когда разозлится, говорил одно слово – бои. Так его все и прозвали. И вот однажды стал он задирать нас с подружкой, мы вскрикнули: «Бои, бои!» Только потом учительница нам объяснила, что с селькупского это слово переводится как «задница» и не стоит кричать его на весь интернат.

О воспитании

Ремнем нас наказывала всегда мама. Отчим, наоборот, всех жалел. Однажды был такой случай: на уроке пения ребята стали шуметь, а я обернулась, чтобы на них возмутиться. В этот момент в класс зашел директор. Он решил, что я и нарушала дисциплину и велел привести маму в школу. У нее в это время как раз был обед, поэтому я пошла домой. Мама, как и директор, ни во что вникать не стала. Она взяла ремень и всю дорогу, что мы шли до школы, хлестала меня по ногам. А когда пришли, продолжала на глазах других учеников. У директора появилось какое-то срочное дело, и он нас не дождался. В итоге разговора так и не было, но наказание я получила сполна. Я благодарна маме: ее строгое воспитание и дисциплина помогли нам выжить в 90-е.

Жилище хантов

Пока не появился отчим, мы жили с мамой и бабушкой рядом с конюшней в землянке — это и есть хантыйское жилище. Стены были из бересты и обложены дерном. Тепло сохранялось в любой мороз. Пол посыпали песком и все время подметали веником. Еще сыпали хвою, чтобы не было светлячков. А летом от мух в землянку клали полынь.

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области

Спали мы на нарах, а в качестве табуреток использовали чурки. Для вещей был небольшой сундук. Люльку с младшей сестрой подвешивали к потолку на крючках. Бабушка что-нибудь делала руками, а ногой качала ее. Печурка у нас была небольшая, а у одной из родственниц на улице стояла огромная глинобитная печь. Именно такими обычно пользовались коренные сибирские народы. В ней она пекла очень вкусный хлеб на закваске. Приходила за ним вся округа.

Отличие от русских

Хантов нельзя назвать кочевым народом, они занимались охотой и рыбалкой. Но они никогда не держали скотину и не сажали огород. Этим как раз отличались деревни хантов от спецпереселенцев. А еще, если уж говорит честно, в них было не так чисто, как в русских селах. Зато уж в охоте и рыбалке им нет равных.

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области

Ханты очень бережливые. Особенно они хранят одежду, потому что она — часть души. Оставишь ее непонятно где, и часть твоей души потом будет болтаться по свету. А повесишь на дерево, и птицы унесут ее на небо. Еще ненужную одежду дарят родственникам.

О рыбе

Русскому все равно: он может из мороженой рыбы уху сварить и не отличить. Хант станет есть только свежую. Знаю способ, как сохранить рыбу свежей не меньше четырех дней. В 90-х у нас в деревне электричество включали по часам, холодильника не было. Я потрошила рыбу и в жабры и внутрь нее клала свежую крапиву. Делаю так до сих пор: дети у меня порой везут гостинцы по четыре часа в теплой машине, и они не портятся.

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области

Народная медицина

У нас были очень хорошие фельдшеры. В моем детстве на поселение ссылали очень талантливых врачей, которые незаконно проводили те или иные манипуляции, например, лечили зубы. Словом, не могли не помогать людям. Были и народные способы. К примеру, поджигали беличий хвостик и этим пеплом потом засыпали детские опрелости. Описторхов выводили ядовитыми ягодами: бабушка давала нам по одной раз в два дня.

Вырезанки

Когда я приехала в интернат, то не умела держать в руках ни ручку ни карандаш. Зато хорошо работала ножницами. Еще в два года мне впервые их дали в руки и сказали нарезать газеты для куриц. Потом, когда училась в техникуме на культработника, вырезала и снежинки. А в детстве, помню, мама научилась у спецпереселенцев и сделала шторы: вырезала из газет разные узоры и повесила на окна.

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области

Я импровизирую — каждый раз не знаешь, куда вильнут ножницы и что получится в итоге.

Сказки от Надежды Вяловой

Карась Мухы лежал в грязи.
Солнце припекало, каплями играло.
В эту пору шел медведь, чтоб владенья оглядеть.
Солнце светило ярко, стало совсем жарко.
Медведь Пыпи побрел к реке, карася увидел вдалеке.
«Вот попью и закушу, а потом в тайгу пойду».
Карась это слыхал: медвежий рык его пугал.
Как месяц, круглым был карась.
«Закушу-ка прям сейчас».
Косолапый изогнулся, а карась-то содрогнулся:
«Постой, не спеши, твои лапы хороши.
Полежи-ка ты в воде да без воздуха в реке.
Без воды я полежу. Здесь тебя и подожду.
Кто дольше пролежит – спором это разрешит.
Косолапый рад стараться: давай в воду окунаться.
Вот нырнул, и там затих.
Но напал на мишку чих:
Поперхнулся, захлебнулся, из воды наверх вернулся,
Отряхнулся, огляделся – никуда еще не делся?
«Погляжу на карася – мой нырок не удался».
Карась в заливчике лежал и медведя поджидал.
«Ты чего же, косолапый, оказался слабоватый?»
На медведя он глядит и губами шевелит.
Не стерпел Пыпи обиду:
Подхватил на лапу рыбу,
А другою сверху ударил и в сердцах в реку отправил.
Было – не было, дружок.
Но с той поры прошел слушок,
Что оттуда караси уже плоскими пошли.

Сказки хантов: как сохраняет культуру предков жительница Томской области