Источник фото: sd250.narod.ru/text/miruts.html, www.pobeda1945.su, Tomsk.ru
Подкасты

Мируц Мария Андреевна: «было всем трудно, а женщинам особенно»

10:00 / 07.05.20
3718

На фронте была с 27 июня 1941 года в 215-ом медицинском батальоне 166-ой стрелковой дивизии в качестве врача-ординатора.

Мы в социальных сетях:

Не менее 800 тысяч российских женщин стали в годы Великой Отечественной войны летчицами, танкистами, зенитчицами, пулеметчицами, разведчицами, медсестрами и санинструкторами, а также снайперами и связистками. Из 973 заявлений о добровольном зачислении в Красную Армию, поданных в Томске в первую неделю войны, 436 были написаны девушками и женщинами. Они сражались наравне с мужчинами во всех родах войск Красной Армии. Об их героизме и непростой женской доле на фронте мы рассказываем в проекте Tomsk.ru и Законодательной Думы Томской области «Женское лицо войны».

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.

Юлия Друнина

Слушать подкаст:

Мария Андреевна Мируц родилась 27 декабря 1913 года в Гродно. В 24 года окончила Томский медицинский институт. С 1938 по 1941 годы работала старшим врачом в санчасти трудовой колонии №2 в Томске.

На фронте была с 27 июня 1941 года в 215-ом медицинском батальоне 166-ой стрелковой дивизии в качестве врача-ординатора. С 15-го июля уже была на передовой. В октябре 1941-го вместе с частью попала в окружение, после чего продолжала воевать на Западном фронте.

С мая 1943 года в 268-ом медицинском батальоне 250-ой стрелковой дивизии в 3-ей армии она уже работала в качестве хирурга. О событиях и переживаниях тех дней Мария Андреевна поделилась в своих воспоминаниях:

«Был месяц май. Шла очень интенсивная подготовка и большому наступлению. Это была Орловско-Курская битва. Мы проводили работу в полках и в медсанбате, готовились. И вот началось. Была такая сильная и длительная подготовка артиллерии, что все было в движении. Наша дивизия пошла в наступление. В это время мы уже были готовы продвигаться вперед за дивизией. Быть по возможности ближе к бою, чтобы как можно быстрее оказывать помощь от момента ранения. Нам было указано место, где было предусмотрено все и маскировка, и подъездные пути. Развернули сортировочную, куда поступали все раненые. Из нее распределяли срочные, со жгутами, сразу в операционную, шоковые в шоковую палату, легко раненые — в госпиталя через эвакоотделение. В госпитальный взвод направляли раненых в живот, в грудь и с большими ампутациями. Здесь все получали необходимый уход и лечение. Их просто выхаживали, чтобы можно было эвакуировать дальше. Эвакуация согласовывалась с хирургом».

С сентября 1943 по конец войны она была командиром госпитального взвода:

«В сентябре, после выбывшего командира госпитального взвода, я была назначена на эту должность, где и проработала до конца войны…было всем трудно, но женщинам особенно. В условиях же когда фронт неудержимо шел вперед, а из тыла, угрожали вырвавшиеся из «котла» и блуждающие группы фашистов, трудности и опасность для наших мелких групп, оставшихся с ранеными, возрастали.

Мируц Мария Андреевна: «было всем трудно, а женщинам особенно»

Подробности военных лет то и дело всплывали в памяти, рассказала ветеран Великой Отечественной войны:

«Был такой случай в Брянских лесах. Раненых много, полная дивизионная палатка — человек 18. Мы остались с Лидой Виноградовой, санитар и повар, так как было много раненых в живот. Ночь прошла спокойно.»

Мируц Мария Андреевна: «было всем трудно, а женщинам особенно»

После Минска, Остроленки был курс на Восточную Пруссию. После боев за Мельзак дивизия Марии Мируц участвовала в ликвидации группы войск противника в районе Пиллау.

«Весь берег был покрыт трупами лошадей, людей и машинами. С этого берега немцы намеревались водным и воздушным путем уходить. Но это им почти не удалось. После этого наше направление было на Берлин. Когда Берлин был взят, нас, большую группу медиков, повезли смотреть эту цитадель. Осмотрели Имперскую канцелярию, бункеры, побывали в Рейхстаге, как и все, старались как можно выше оставить свои росписи».

Мируц Мария Андреевна: «было всем трудно, а женщинам особенно»
Мируц Мария Андреевна: «было всем трудно, а женщинам особенно»

Войну дивизия закончила на Эльбе. Сначала военные жили в Гентине, а затем переехали в   белорусский Борисов. Медсанбат был расформирован, и молодых врачей назначили в полки. Мария Мируц проработала в 918 стрелковом полку до конца июня 1946 года, до расформирования дивизии.

Мария Андреевна закончила войну со званием капитана медицинской службы.

После демобилизации в 1946 году работала врачом санитарной части хозяйственного отдела УМВД по Томской области. С 1951 года — врачом санчасти тюрьмы №1. С 1960 по 1969 годы — врачом-педиатром поликлиники медслужбы ХОЗО УВД. На пенсию ушла в звании майора медицинской службы. Скончалась в 1994 году.

Мируц Мария Андреевна: «было всем трудно, а женщинам особенно»
Мируц Мария Андреевна: «было всем трудно, а женщинам особенно»

Награждена:

  • дважды орденом Красной Звезды;
  • орденом Отечественной войны I степени;
  • дважды медалью «За боевые заслуги»;
  • медалью «За взятие Берлина»;
  • медалью «За взятие Кенигсберга»;
  • медалью «За победу над Германией».


Источники

  • Из истории земли томской, 1941-1945. Я пишу тебе с войны. : сборник документов и материалов / Архивное упр. администрации Том. обл, Гос. архив Том. обл. ; [ред. колл.: Б. П. Тренин (отв. ред.) и др.] . Томск : [б. и.], 2001 . 281 с.